В последнее воскресенье октября вся Россия отмечает День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта, в народе известный как День водителя. В этом году праздничная дата выпала на 26 октября. Это повод отдать дань уважения всем, кто день за днём работает за рулём автомобиля, пассажирского автобуса и спецтехники. О том, какие качества нужны, чтобы избежать беды на дороге, и как автолюбители мешают убирать снег с улиц города, рассказал водитель МКУ города Магадана «Городское эксплуатационно-линейное управление дорог» Владимир Забелин.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
День работников автомобильного транспорта учредили указом Президиума Верховного Совета СССР 1 октября 1980 года. Выбор даты не был случайностью, ведь именно конец октября символизировал окончание важного этапа в работе автомобильных предприятий. Заканчивались летний сезон перевозок и уборка урожая и начиналась подготовка рабочей техники к зиме и к следующему трудовому сезону.
В 2012 году был принят новый Федеральный закон, который утверждал название профессионального праздника как День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Параллельно с официальным названием в народе продолжает существовать неформальный праздник День водителя. Его отмечают абсолютно все, кто садится за руль: от специалистов данной отрасли до автолюбителей.
Водитель — одна из самых уважаемых профессий, входящих в топ-10 самых массовых специальностей. Труд людей, выбравших связать свою жизнь с дорогой, трудно переоценить. Эта работа требует не просто умения водить машину — здесь нужно быть сконцентрированным, внимательным, терпеливым, а также обладать способностью к мгновенным реакциям на непредвиденные ситуации во время движения. Огромная ответственность на водителе лежит за безопасность его пассажиров и окружающих людей. Этот праздник — дань уважения и благодарности всем, кто день за днём несёт нелёгкую и ответственную службу: водителям легковых автомобилей, общественного транспорта, а также дальнобойщикам, таксистам, машинистам.
ПОЧТИ 30 ЛЕТ В МКУ
Владимир Забелин 29 лет работает в МКУ г. Магадана «Городское эксплуатационно-линейное управление дорог» и знаком с автомобилями с детства. С ранних лет он исследовал работу машиниста и пробовал управление им под присмотром своего отца. Уже тогда он понимал, что любовь к автотранспорту — это навсегда.
«У меня отец всю жизнь работал механизатором-трактористом. В детстве приучил работать на машине. Я тогда был ещё маленький, 10 лет мне было, и жили мы в спокойном посёлке. Было безопасно и можно было попробовать тихонько водить машину. С того времени и вожу. Также в школе у нас школу преподавали вождение и сразу после получения образования выдавали права на управление трактором. У всех мальчиков нашей школы в то время такие были. Когда школу закончил, пришёл в колхоз, сел на зерноуборочный комбайн и начал работать. Больше мне никто ничего не показывал, сам начал набираться опыта. Отработал всё лето, а осенью от военкомата пошёл на бесплатные трёхмесячные курсы вождения автомобиля, правда с отметкой, что до 18 лет управлять транспортным средством не смогу. В 1981-м меня забрали в армию. Отслужил, вернулся в свой колхоз и работал там, пока не уехал в Магадан в 1985-м», — рассказывает водитель.

О дне, когда впервые вёл машину, он вспоминает одно: страшно не было. Говорит, что сел за руль и поехал, как будто водил всегда.
«В 1985 году я приехал в Магадан из Алтайского края. Устроился в совхоз „Пригородный“. Это было очень хорошее место, в котором я проработал целых десять лет. К сожалению, когда совхоз распался, пришлось искать другое место работы. Тогда-то я и устроился в МКУ г. Магадана „ГЭЛУД“ и по сей день работаю там водителем КАМАЗа. С 1996 по 2025 год я работал на ЗИЛе, на погрузчике. На этих машинах мы убирали снег. Несмотря на разные времена, смену руководства, я считаю, что работать у нас хорошо, комфортно. Имеются хорошие тёплые боксы, техника, ремонтные базы и дружный коллектив. Мне моя работа очень нравится, несмотря на сложности. За всё время своей трудовой деятельности я работал только в двух организациях», — говорит водитель.
Собственно в Магадан Владимир переехал по зову сердца: его жена родом отсюда, училась в посёлке Ола. На Алтай она приехала, чтобы написать дипломную работу — здесь будущие супруги и познакомились.
«В те годы, когда я работал в совхозе, можно было получить квартиру. И когда я отработал восемь месяцев, нам с женой выделили однокомнатную квартиру в Магадане», — делится Владимир.
Сетует он, пожалуй, только на одно — не хватает молодых специалистов. Объясняет это тем, что заработная плата не такая высокая, как им бы этого хотелось. Зато рабочих пенсионеров много, Владимир и сам уже семь лет после пенсии всё ещё трудится. Из-за того что не хватает людей, приходится работать больше обычного во времена, когда наступают сильные снегопады. Но пенсионеры уходят, а молодёжи, которая способна их заменить, мало.
ГЛАВНОЕ — СОХРАНЯТЬ ВНИМАНИЕ
Несмотря на, казалось бы, непростую кадровую ситуацию, Владимир говорит, что ему нравится коллектив и сложившиеся в нём хорошие отношения. А ещё он любит сам процесс езды за рулём. Особых примет, как у многих водителей, у Владимира нет — он только старается притормаживать, если дорогу перебежала чёрная кошка, да соблюдает ритуал «посидеть на дорожку», если предстоит долгий путь. Самое важное, считает он, — быть внимательным.
«Сложно бывает, когда на дорогах гололёд сильный. Особенно, когда нужно спускаться вниз. Важно быть сконцентрированным, собранным, не отвлекаться от дороги. Это требует определённых усилий».
Владимир отмечает, что в Магадане стало очень много машин, а некоторые водители ещё и не хотят пропускать рабочую технику. Реагировать спокойно на такое сложно, но Владимир сосредоточен на дороге и не ведёт агрессивно ни себя, ни машину. Говорит, что были разные ситуации, но не может вспомнить ни одной чрезвычайной. А сами дороги, подмечает водитель, стали лучше.
«Были проблемы, но сейчас всё очень хорошо. Разметка в городе уже который год рисуется очень хорошая. Сразу понятно, как и куда ехать. Также стало много „лежачих полицейских“, это тоже правильно — регулирует скорость езды. Много камер стало, фиксирующих правонарушения. Это, я считаю, тоже к лучшему — помогает сделать дорогу более безопасным местом. Люди видят камеры и сбрасывают скорость и держат скоростной режим, не нарушая правил. Но проблемы ещё есть, и они, в основном, дворовые. Есть дворы ухоженные, а есть такие, в которых не хватает парковочных мест, зимой не убираются, снега много и проехать тяжело. Приедешь и всё заставлено, некуда поставить машину», — сокрушается Владимир.
Но бороться с припаркованными машинами, которые мешают очистке от снега, по мнению водителя невозможно, ведь это ответственность каждого отдельного человека. Раньше в этом очень помогали сотрудники ГАИ, которые выезжали и перекрывали улицы, чтобы техника могла спокойно выполнить свою работу. Сейчас такой практики нет, машины пытаются лезть, мешают уборке.

Чтобы, несмотря ни на какие сложные ситуации на дороге, не случилось беды, водитель должен быть спокойным и внимательным.
«Именно эти качества должны быть у каждого, кто водит автомобиль. Также важно иметь навык взаимопомощи, особенно на трассе. В принципе, на Севере всегда так и было, всегда всем помогали и помогают. В наших климатических условиях это очень важно. Поэтому призываю всех не проезжать мимо, если видите, что у водителя на дороге что-то произошло», — уверен Владимир.
Пример Владимира Забелина ещё раз доказывает нам, что трудолюбие и профессионализм помогают не только хорошо выполнять свои трудовые обязанности, но и сохранить жизнь и здоровье — как свои, так и окружающих!
Материал создан в партнёрстве с изданием «Вечерний Магадан»
