Почему первым драгам Колымы не суждено было вступить в строй, за семь минут читайте на ЛюдиКолымы.рф. Рассказываем в материале вместе с КолымаСтори.
Эпоха дражного флота Дальстроя начинается с Постановления ЦК ВКП(б) «О Колыме» от 11 ноября 1932 года, где было сказано: «Изготовить в ударном порядке для Колымы два комплекта 5,5-футовых драг на деревянных понтонах с расчётом закончить выпуск всех частей не позднее 1 апреля 1932 года». Судя по дальнейшим событиям, Иркутский завод тяжёлого машиностроения с заданием справился и изготовил две паровые драги для Дальстроя. Часть комплектующих от драг в навигацию 1932 года по Северному морскому пути были доставлены до Амбарчика, оттуда вверх по Колыме до Усть-Утиной, где и были выгружены на базисных складах, другая часть была доставлена морем на базисные склады Магадана.
С тем, что из себя представляли первые драги Дальстроя, можно ознакомиться в статье газеты «Советская Колыма» от 1 января 1939 года: «Драга с полным правом может быть причислена к одним из самых выдающихся достижений техники. Она представляет собой комплекс сложных механизмов и устройств, смонтированных на плавучем сооружении — понтоне. Устанавливаются драги преимущественно на достаточно больших, но бедных россыпях, где невыгодно применять иные способы эксплуатационных работ, а также на старых отвалах, на которых работали вручную, мышцами рук.
Мощность драги характеризуется внутренним объёмом её черпака. В СССР измерение черпака установлено в метрической мере — литрах. Обе наши драги имеют объём по 150 литров каждая. Черпаки поднимают породу наверх в завалочный люк, откуда она по наклонному жёлобу поступает в длинный вращающийся цилиндр-бочку с отверстиями различной величины. Там при помощи сильных водяных струй происходит сортировка и размельчение породы. Мелкие частицы породы проваливаются через отверстия на улавливающие шлюзы, а более крупные частицы, так называемая галя, через нижний, открытый конец бочки поступают на транспортёр и уносятся в отвалы.
Обычно металл снимают раз в сутки. Для этой цели, не останавливая драги, последовательно выключают один шлюз за другим, снимают маты и споласкивают содержимое в особый чан. Из этого чана мелкая металлоносная порода поступает на наклонно установленный широкий шлюз, где и производится окончательная доводка и съёмка металла.
Передвижение драги осуществляется многобарабанной лебёдкой, посредством канатов или свай. Промывка породы, поступающей в бочку и на шлюзы, производится при помощи двух мощных центробежных насосов высокого и низкого давлений. Они установлены на понтоне. Такая драга средней мощности заменяет 400 горняков, работающих на таком прииске, где частично механизировано производство».
Для современных дражников такое описание и характеристики могут вызвать улыбку (если сравнивать с драгами последних лет существования СССР), но речь идёт о 30-х годах прошлого века.
Разобранные драги мирно лежали на базисных складах, где их практически никто не беспокоил. Вспомнили о них только в 1938 году.
«Две (150-метровые драги ((№№ 3 до 4), построенные иркутским метзаводом имени Куйбышева, устанавливаются в районе деятельности Западного и Южного горных управлений. Начальники этих управлений тт. Кошелев и Краснов совместно с геологоразведочным отделом Дальстроя сейчас подбирают для них полигоны. Для проверки и инвентаризации прибывших из Амбарчика в Устье-Утиную частей драг туда уже выехал инженер производственно-технического отдела тов. Семейкин. Е.В.», — говорится в газете «Советская Колыма» от 4 октября 1938 года.
Во время инвентаризации драг в «Советской Колыме» выходит очередная заметка от 1 января 1939 года, посвящённая дражному вопросу: «В числе так называемого „неликвидного имущества“ на складах Дальстроя с 1932 года лежало оборудование двух паровых драг, изготовленных иркутским заводом им. Куйбышева. Будучи смонтированы и пущены в ход, они могли дать стране большое количество металла, но это было не в интересах врагов народа, орудовавших в Дальстрое. За шесть истекших лет значительная часть его была использована не по назначению. Нет котлов, центробежных насосов, конденсаторов и т.д… Сложной и длительной работе по сборке драг приступят в нынешнем году. Пуск их в эксплуатацию, который будет произведён в конце 1940 года, явится крупным событием для горной промышленности Колымы, всё в большем и большем масштабе применяющей механизацию металлодобычи».
За время пребывания драг на складах, часть механизмов была отпущена не по назначению, теперь их предстояло изготовить и привезти из Иркутска и Магадана. Также осталась неизвестной судьба деревянных понтонов, которые также ушли с места хранения. А без них драги собирать не имело смысла. Усугублял ситуацию и тот факт, что на Колыме судя по заметке, не было лесоматериала необходимой длины, и его также собирались доставлять с материка, дожидаясь навигации.
В 1940 году производился выбор полигонов, на которых должны были работать драги. В Западном горном управлении намечено использовать территорию нового прииска «Чай-Урья». На другом, ориентировочно выбранном полигоне, производились геолого-разведочные работы. Этот полигон находился в районе Ороека — правого притока реки Колымы. Там, на ключе Глухарином, было намечено создание прииска.
Однако полное понимание ситуации и связанные с этим корректировки планов были произведены в апреле 1940 года, можно предположить, что это было сделано на базе выводов закончившейся инвентаризации. С фактами и выводами можно было ознакомиться в очередной газетной заметке в «Советской Колыме» от 21 апреля 1940 года: «В 1932 году на Колыму было завезено некомплектное оборудование для двух маломощных 150-литровых драг. Оборудование до сих пор не используется.
Механизмы разбросаны на территории Колымы: в порту Нагаево лежит 246 тонн, на пристани Усть-Утиной — 371 тонна, в затоне Ат-Табелях — 13 мест, в Лабуе — паровой котёл. Отсутствует лицо, отвечающее за сохранность, в результате чего на Усть-Утиной потеряны труднозаменимые части.
Пуск драг запланирован на 1942 год. Однако проектирование и комплектование дражного оборудования задерживаются.
В целях быстрейшего развития дражного дела на Колыме приказом № 133 по Главному управлению Дальстроя предложено провести ряд мероприятий. Колымснаб обязан упорядочить учёт и хранение дражных частей, находящихся на территории бухты Нагаево. Администрации пристани на Усть-Утиной предложено в течение навигации 1940 года доставить дражные части из Ат-Табеляха и Лабуи в Усть-Утиную. Таким образом, хранение дражных частей будет сосредоточено в двух местах (бухте Нагаево и Усть-Утиной). В нынешнем году работники лаборатории проведут изыскание и испытание наиболее эффективных методов оттайки вечной мерзлоты, способов удержания воды в полигонах (сушенцах), исследование и испытание лиственницы в качестве материала для постройки дражных понтонов и определение наивыгоднейшего типа и мощности драг применительно к условиям драгирования на Колыме.
Сроки запуска драг были перенесены на 1942 год. А пока шли попытки доукомлектовать драги, руководство Дальстроя каждый год включало в планы открытие дражной добычи. Так, на 1941 год Южное управление запроектировало ведение части горных работ дражным способом. Была создана специальная комиссия для выбора дражного полигона. В неё входили главный геолог управления тов. Дмитриев (председатель), геологи тов. Зайцина, тов. Булычев, тов. Мазурин.
Руководство Дальстроя до начала войны пыталось начать дражную добычу, но начавшаяся война поставила крест на этих планах.
«Наличие на Колыме богатейших россыпных месторождений золота по совокупности своих качеств, благоприятных для мускульной отработки (небольшая глубина залегания, лёгкость грунта, промывистость песков, богатое содержание металла) [ГАМО, ф.р-23сс, оп. 1, д. 39, л. 3], также на некоторое время отодвинуло развитие комплексной механизации горных работ. Поэтому в 30-х гг. для администрации Дальстроя и НКВД СССР было более выгодно не внедрение нового высокотехнологичного промышленного оборудования, а использование на золотодобыче труда заключённых», — отмечает В.Г. Зеляк в статье «Дражная добыча на Северо-Востоке Росии в 50-е гг. ХХ столетия».
Драги пролежали около шести лет на складах, когда до них дошли руки. Если вспомнить период с 1932 по 1936 года, то это время строительства трассы, организация автобаз. По большому счёту, в это время готовить дражные полигоны было нечем и особо некому. Вывозить негабаритные запчасти драг, разбросанных по территории Дальстроя, до места сборки было не на чём и с дорогами проблем хватало…
К дражному вопросу руководство Дальстроя смогло полноценно вернуться только в 1938 году.
Добавим, за время своего хранения драги морально устарели, и на тот период времени существовали куда более мощные и производительные модели, о чём говорится в тексте одной из заметок выше.
Драги были значительно разукомплектованы, и чтобы привести их в исходное состояние, требовались значительные средства, плюс доставка большей части недостающего с материка. Фактически закупка и завоз драг в Дальстрой в 1932 году были поспешными решениями, которые стоило делать лет на пять позже.
Точку в этих тяжёлых раздумьях поставила война. Иркутский завод тяжёлого машиностроения перешёл на изготовление продукции военного назначения и вряд ли стал бы заниматься производством такой уже специфической продукции для нужд Дальстроя. На месте необходимое для драг не могли произвести несколько лет, и надежды на изменение ситуации не было. Таким образом, был поставлен крест на предвоенной дражной добыче на территории Дальстроя.
Вернуться к освоению дражного способа добычи золота получилось только в 1946 году, но это уже совсем другая история. Судьба же первых двух дальстроевских драг осталась неизвестной, в строй они введены не были. Скорее всего, они были разукомплектованы на запчасти, которые были использованы совсем в других целях.
