К контенту
Люди Колымы
АКТУАЛЬНО
08.11.2025 | 11:30Что читали Люди Колымы на этой неделе 07.11.2025 | 16:00Неизлечимая болезнь: магаданский психолог рассказал о смертельной опасности алкоголя 07.11.2025 | 14:00Георгий Садовничий: Магадан, где вертолёты — это не хобби, а жизнь 07.11.2025 | 12:00Губернатор Колымы обсудил с главой Роснедр диверсификацию горнодобывающей отрасли региона 07.11.2025 | 11:00В Магадане запустили курсы вождения для ветеранов СВО 07.11.2025 | 10:30Более 200 колымчан посетили ярмарку горнодобывающих и геологоразведочных вакансий 07.11.2025 | 10:00История в одном фото: автобус маршрута Магадан — Нагаево — Магадан 06.11.2025 | 20:30Лариса Поликанова: Самое ценное на Севере – это люди 06.11.2025 | 16:00Родной язык и традиции предков: столетний юбилей отмечает якутская школа на Колыме 06.11.2025 | 14:00Рождение «артерии»: почему дорога с Колымы на Чукотку – это чудо Севера
  • Главная
  • Новости
  • Проекты
    • Люди Колымы
    • Ген Победителей
    • Герои времени
    • Магадан — 2030
    • Моя Колыма
    • Место силы
Люди Колымы
Люди Колымы
  • Главная
  • Новости
  • Люди Колымы
  • Ген Победителей
  • Герои времени
  • Магадан — 2030
  • Моя Колыма
  • Место силы
Люди Колымы
  Моя Колыма  Как строили Колымскую трассу
Моя Колыма

Как строили Колымскую трассу

31.10.2024 | 11:27
© Доставка грузов по зимнику. 30-е годы ХХ-го века.

Об истории дорожного строительства в Магаданской области за 10 минут читайте на ЛюдиКолымы.рф. Рассказываем в материале вместе с КолымаСтори.

Заброска грузов на первые прииски осуществлялась лишь кочевыми, вьючными тропами и зимниками, потому период доставки грузов, стоимость перевозок и общий их объем полностью зависел от случая. В связи с этим руководство «Союззолото» заключило договор с Наркоматом путей сообщения (НКПС) для проведения комплексных исследований транспортных коммуникаций с целью улучшить схему снабжения Верхне-Колымского приискового района.

1929-1930

В 1929 году сюда была направлена «Партия по исследованию р. Колымы» под руководством И.Ф. Молодых.

Члены экспедиции И.Ф. Молодых у креста Калинкина на перевале из Олы на Буюнду. 1928 год.

Первые научные разработки и требования по рекогносцировке, направлению и типу будущей «безрельсовой Нагаевской дороги» были предложены в отчетах экспедиции Народного комиссариата путей сообщения «партией по исследованию реки Колымы» под руководством И. Ф. Молодых в 1928–1929 годах. В отчетах экспедиции говорилось: «мы считаем возможным сделать определенные выводы о следующих обязательных требованиях: Опорным пунктом дороги должна быть избрана бухта Нагаева; Пунктом примыкания к реке Колыме необходимо отметить район устья реки Бохапчи, основываясь при выборе пункта только соображениями удобного примыкания к реке, в смысле дорожного профиля и благоприятной пристани; требование выхода именно в район устья Бохапчи вытекает из … необходимости получить наиболее короткий пробег груза по дороге. При наибольшей стоимости тонно-километра выход на Среднекан увеличивает протяженность дороги на 125-150 км. Является неприемлемым; необходимости наибольшего охвата верхнего течения реки Колымы, представляющего наибольший интерес по промышленным перспективам; сосредоточенности вблизи устья Бохапчи энергетических ресурсов. Нагаевская дорога должна быть оборудована для круглогодичного движения. Намечающийся грузооборот вполне достаточен для постройки шоссе».

На основе изложенных материалов в 1930 году проведены первые дорожно-рекогносцировочные изыскания партией Иркутского управления Союззолото под руководством прораба Ковалева. Протяженность будущей трассы составила 300-350 км. Дорога по проекту, начиналась от бухты Нагаева, далее через Становой хребет в район устья Бохапчи.

Проектирование, изыскание, строительство

Местные специфические условия, связанные, прежде всего с очаговым характером развития горнодобывающей промышленности и природно-климатическим особенностям Колымы, заставили строить автодороги трех типов: магистрального значения (от бухты Нагаева через все золотоносные районы Колымы), дороги облегченного типа, имевшие местное значение и небольшой грузооборот, автозимники.

Организация изысканий на строительстве колымской трассы относится к началу 1930 годов. Сжатые сроки строительства диктовали своеобразие ведения изыскательских работ: строители шли непосредственно за изыскательскими партиями. Вот почему основным материалом для прокладки трассы послужили данные ранних экспедиций геологов, дорожников, а также наблюдения местных жителей. Основной задачей партий была привязка перечисленных данных к местности и учет местных географических условий. Спешность строительства заставила принимать во внимание лишь самые общие соображения: дорога должна была тянуться по речным долинам и горным ущельям, обходить по возможности болотистые места. Зачастую трасса следовала по старым гужевым тропам и волокам старателей 20-х годов ХХ века.

74-й км будущей Колымской трассы.

На строительстве автодорог на Колыме, при выборе направления трассы за основу брался тот проект, который требовал наименьших расходов с соблюдением предельных уклонов дорожного покрытия. В пересеченной местности строители не останавливались перед многочисленными крутыми поворотами.

Грузонапряженность дороги была 600-900 брутто тонн в день. Скорость автомашин 40 км/час.

Однако низкое качество дорожного полотна Колымской трассы, а также наличие временных автопроездов приводили к изношенности автопарка Дальстроя.

1931

В 1931 году выдвинут новый вариант направления трассы — от бухты Нагаева и далее по рекам Армань, Мякит, Герба, от которой должны были идти ответвления на Утиную, Оротукан, Среднекан. Общее протяжение дороги исчислялось: до Утиной — 450 км, до Среднекана — 413 км, а всего 568 км. Планом дорожных работ предполагалось провести дорожные изыскания пути и проведение просек Утиная — Среднекан, Утиная — Оротукан.

С организацией в ноябре 1931 года Государственного треста «Дальстрой» начинается новая страница в транспортном освоении Северо-Востока СССР.

1932

С целью изыскания новых путей сообщения с конца февраля 1932 года посылаются работники, снабженные проводниками, знающими местности, по направлению приисков Среднекан и Утинка, приблизительно по тому направлению, по которому позже была проведена дорога. Партии эти в течении лета дают до 294-го километра подробные изыскания.

В феврале — мае 1932 года производилась рубка просеки для трассы. Устройство накатника на наледях, постройка нескольких жилых зданий и складов на 152 км и 90 км. Велись работы по заготовке леса и рубке ряжей для моста через реку Палатка.

Изготовление тачек для дорожного строительства, 74-й км Колымской трассы, 1932 год.

До приезда основного состава инженерно-технического персонала треста Дальстрой, а также завоза на Колыму заключенных во второй половине 1932 года, в дорожном строительстве работало 223 рабочих и 23 — ИТР.

С марта 1932 года выделяется 50 рабочих для устройства прохода тракторов с грузом на сплав реки Хета. Этой группой рабочих, делается просека леса, ямы и обрывы застилаются деревьями и выравниваются снегом.

Люди работали в большей части в метровом, а местами и в двухметровом снегу. Ночевали в палатках, наскоро поставленных, а то и под открытым небом.

В результате героического труда в первых числах апреля 1932 года колонна из четырех тракторов достигает с полным грузом сплава Хета (260 км) и проход для тракторов стал свершившимся фактом. Эта колонна делает еще четыре рейса и 16 мая 1932 года возвращается с Хеты обратно в Магадан. Тут на обратном пути колонна встречает не меньшие затруднения.

В следствие снеготаяния и спуска весенних вод по рекам тракторы вначале оставляют одни сани, затем оставляют и вторые и, наконец, на правом берегу реки Уптар остаются два трактора до установления летнего пути.

В марте и апреле 1932 г. с Элекчана дается санная дорога для переброски груза на оленях: Мангычан — Санаталон — Тенка — Оротук и Берелёх (440 км).

К лету 1932 года вопрос о строительстве дороги рассматривался как основное и решающее звено в освоении Колымы. Были сформированы строительные участки: 1-й участок включал в себя участок строительства трасса от п. Нагаево до 123 км, 2-й участок — 124 км—200 км. Участки были разбиты на дистанции: 1-й на 4 дистанции, 2-й на 3.

Строительство Колымской трассы. 1932 год.

В течение лета 1932 года проводятся междуприисковые и другие гужевые дороги: Среднекан — Утинка, Утинка — Оротукан, Оротукап — Среднекан, Элекчан—Среднекан (250 км), Элекчан — Оротукан — (200 км), Элекчан — Утинка (310 км) и Элекчан— Оротук (300 кл). На дорогах с Элекчана, кроме Оротукской, делается просека леса, строятся ночлежные бараки и конюшни, делаются обходы наледей и временные мосты.

В конечном результате построено земляное полотно дороги от бухты Нагаева до Магадана (2,5 км) и дорога в пос. Магадан протяжением 600 м. До наступления осени дан временный автопроезд до 30 км, а в январе 1933 года построен автозимник до 152 км.

Уплотнение дорожного полотна катком. 30-е годы XX-го века.

Из специальной дорожно-строительной техники на строительстве дороги на участке Нагаево-Магадан применялись грейдера, утюги, прицепные катки, паровые катки. Кроме того, здесь работали несколько автомашин и тракторов с прицепными тележками для подвозки гравия с реки Магаданка. Для углубления русла реки Магаданки и подсыпки струенаправляющих дамб были задействованы два экскаватора.

1933

В течение зимы 1932-33 гг. работал зимник для автомашин Нагаево — Стрелка. На базисные пункты завозили продовольствие, инструмент и предметы снабжения в количестве, обеспечивающем бесперебойность работ в летнее время.

Строительство дороги в 1933 году планировалось вести усиленными темпами, чтобы к октябрю дать автопроезд до Оротукана. В планы входило: достройка дороги Нагаево — Оротукан, доизыскание трассы и строительство межприисковых дорог, изыскание трассы Оротукан — Якутск.

Э.П. Берзин специальным приказом определил конкретные сроки сдачи в эксплуатацию отдельных участков дороги: до 47 км проезд надлежало открыть к 1 июля, до Палатки — 1 августа, Элекчана — к 18 сентября. «Успешное выполнение этого задания, — писал Э.П. Берзин, — имеет первостепенное значение для всей дальнейшей работы Дальстроя».

Зимой велись работы по подготовке к строительству шоссейной дороги. По намеченной линии строились поселки, как базисные пункты, в которых возводились мастерские, временные и постоянные здания, как для размещения заключенных, так и для нужд автозимника (бараки, хлебопекарни, гаражи, бани, навесы, зимовья).

Дорожная дистанция. 30-е годы XX-го века.

Велась подготовительная стройка мостов, рубились просеки, корчевка пней и кустарника, снятие растительного слоя. Шла заготовка тачек, инструмента, катальных досок и др. Шла заготовка как строевого, так и нестроевого, леса для нужд дороги.

С первым таянием снега, в начало лета 1933 года, строительство дороги вглубь края было продолжено. Одновременно на линию вышли дорожные изыскательские партии для окончательного исправления линии до 294-го километра и продвижения дальше на Колыму. За это лето партии сделали подробные изыскания до 462-го километра.

Изыскатели Колымской трассы 1933 год.

В первой половине июля на строительство трассы начали поступать этапы заключенных. Всего в 1933 году здесь работало 11 тысяч человек. Строители столкнулись с огромными трудностями, которые были вызваны вечной мерзлотой, горными перевалами (Хаблинский — 37 км, перевал 67-й км, Карамкенский — 120 км, Яблоневый — 175 км.), болотами. Но дорога Магадан — Элекчан была построена в течение одного сезона. Первая колонна грузовых машин пришла на Элекчан 21 октября 1933 года. На строительстве дороги в 1933 году работа шла круглосуточно. Вдоль дороги постоянно горели костры.

Строительство Колымской трассы. 30-е годы ХХ-го века.

С организацией УДС строительство дорог на Колыме вступило в новую фазу. Наращивая темпы дорожного строительства, руководство Дальстроя выдвинуло лозунг «Все силы — на помощь дороге», а специальным приказом определило основную задачу УДС — в наступающий сезон 1934 года дать проезд до реки Колымы.

1934

В 1932-1933 годах геологами Дальстроя выявлена золотоносность в верховьях рек Дебин, Таскан, Мылга. В 1934 году здесь открыты крупнейшие золотоносные россыпи. В связи с этим направление будущей трассы должно было пройти через Оротукан — Спорный — Ягодный — Берелех.

Доставка грузов по зимнику. 30-е годы ХХ-го века.

В связи с этим в феврале 1934 года УДС был реорганизован. Руководителем УДС назначен А.В. Пышминцев с одновременным «оставлением» в должности начальника 1-го отдела УСВИТЛ ОГПУ.

В приказе дирекции треста Дальстрой оговаривались конкретные сроки сдачи в эксплуатацию отдельных отрезков дороги:

обеспечить бесперебойное грузовое движение от Элекчана (196 км) до Стрелки (350 км) — к 31 июля;

от Стрелки (350 км) до Таежного (около 400 км) — к 1 сентября;

Таежный (около 400 км) до реки Колымы (район Дебина 465 км) — к 1 октября.

Параллельно с этим перед УДС стояла задача осуществить прокладку автопроезда на прииск Утиный и построить ряд бензозаправочных станций на Палатке, 150 км, Атке и др.

К началу строительного сезона 1934 года УДС провел комплекс мероприятий по проектированию и изысканию будущей трассы. Строительство дороги разделено на 6 участков.

В ОЛПе УДС в 1934 году находилось 8757 человек валовой рабочей силы. Для интенсификации и стимулирования труда заключенных, руководство УДС широко развернуло ударничество. Нормы выработки на одного заключенного в день составили: на земляных работах ручным способом 3,79 куб. м и др. Откатка грунта осуществлялась тачками, носилками, санями, подводами на расстояние от 70 до 600 метров.

Заработная плата заключенного за выполнение производственных норм в начале 1934 году проходила по системе бригадного хозрасчета. Летом этого года данная система оплаты труда была заменена на прогрессивно-сдельную, а так же введены премиальные вознаграждения за перевыполнение норм. По этой системе заключенный получал в день от 3 до 5,38 рубля. 85% заработка уходило в УСВИТЛ на содержание лагерей. Заключенный после расчетов получал в среднем 155 рублей на руки.

Строительство Колымской трассы. 30-е годы ХХ-го века.

Несмотря на трудности, связанные с прохождением трех горных перевалов (Болотный — 212 км, Черноозерский — 232 км, Дедушкина лысина — 256 км) и мерзлым грунтам, дорожники обеспечили к 1 августа автопроезд Элекчан — Стрелка. Эта была примитивная грунтовая дорога с шириной проезжей части 4-5 метров.

В августе-сентябре 1934 года дорожники вели отсыпку Гербинского перевала (372 км). К началу октября перевал был пройден, было переработано 70 тысяч куб. м скальной породы на протяжении 8 км.

При отсутствии специальной дорожно-строительной техники и из-за большого объема земляных работ, которые выполнялись вручную, в строительный сезон 1934 года план по прокладке трассы не был выполнен. Отсыпка дороги закончилась с наступлением холодов в районе п. Спорный, где организовали перевалбазу для снабжения прииска Утиный.

На 1 января 1935 года было построено: летний автопроезд на протяжении 345 км, автозимник — 443 км, зимний тракторный проезд — 623 км.

1935

В зиму 1934-35 гг. ведутся те же подготовительные работы, что и в предыдущие зимы. Проводится дорога для оленьего транспорта со Спорного на прииски Ат-Урях и Хаттынах за р. Колыму — 140 км.

С наступлением летнего сезона развернулись строительные работы на всем протяжении трассы. Для выполнения плана в УДС направлены новые этапы заключенных. На строительных объектах было развернуто социалистическое соревнование за звание «Ударник Колымы», а с осени 1935 года объявлено стахановское движение. На предприятиях УДС непрерывно проходили стахановские сутки, семидневки, декады, месячники.

В 1935 году даны следующие автопроезды:

Стрелка (350 км) — прииск Пятилетка (424 км), к 1 июня.

Прииск Пятилетка (424 км) — Спорный (441 км), к 15 июня.

Спорный (441 км) — Стан Утиный (464 км), к 15 июня.

Спорный (441 км) — Дебин (463 км), к 17 июня.

Дебин (467 км) — Кл. Рыбный (497 км), к 21 июня.

Кл. Рыбный (497 км) — Хатыннах (581км), к 27 сентября.

Участок трассы Нагаево — Атка сдан в эксплуатацию УАТу 1-го сентября 1935 года, а 19 августа открыта переправа через реку Колыму.

В 4 квартале 1935 года открыты новые дистанции: на Среднеканской ветке — 29, на Тасканской — 27, в верховьях реки Дебин — 24. На этих дистанциях начато строительство постоянных и временных сооружений. А так же заготовлялся лес, ставились и оборудовались палатки для заключенных, накапливалось продовольствие, оборудование, инструмент.

В это же время расформирован Северный дорожно-строительный район и образован Южный для подготовки и сдачи в эксплуатацию участка трассы Атка — Ларюковая и строительство ветки Стрелка — Среднекан. Осенью 1935 года началось строительство новой базы УДС в пос. Ягодный.

На 1 января 1936 года в тресте Дальстрой проложено 604 км летнего автопроезда, 604 км автозимника и 821 км зимней тракторной дороги.

1936

В 1935–36 годах геологами Дальстроя велись исследования в бассейнах рек Кулу, Берелех, Аян-Урях, Индигирка. Тогда же было обнаружено угольное месторождение в районе р. Эмтегей. В 1936 году открыто золотоносное месторождение на кл. Фролыч (р. Чай-Урья).

В связи с новыми геологическими открытиями, основное направление трассы выбрано Ягодный — Берелех — Эмтегей — р. Индигирка.

Строительство моста через реку Колыму. 6 мая 1937 года.

1 января организовано прорабство по строительству моста через р. Колыму, ликвидирован Северный дорожный район и образован Южный с дислокацией на Красной речке. В него вошли 6, 7, 9, 12 дистанции и Среднеканский участок строительства трассы. 10 февраля начались подготовительные работы на Сусуманском направлении. В апреле 1936 года осуществлен переезд базы УДС из п. Мякит в п. Ягодный.

Во втором квартале из-за весенней распутицы основная работа сосредоточена на участках: Стрелка — Среднекан, Ягодный — Сусуман, Переправа через реку Колыму — Таскан.

В третьем квартале развернуты строительные работы на всех участках. 1 октября сдан в эксплуатацию УАТу участок дороги Атка — Ларюковая протяженностью 198 км. 15 ноября развернуты работы на новых строительных участках: Сусуман — Эмтегей, Хатыннах — Штурмовой, прииск Э. Берзина — устье Ат-Юрях.

В 1936 году возводились одноярусные балочные мосты по типовым проектам ГИПРОДОРа при ГЛАВДОРТРАНСе РСФСР 1933 года. В 4 квартале проектировались ригельно-подкосные мосты на ряжевых опорах с ледорезами в носовой части.

1937

В 1936 году на Теньке открыто оловорудное месторождение Бутугычаг. В 1937 году здесь началось строительство рудника. В это же время в Чай-Урьинской долине образован Нижне-Берехлехский разведрайон.

Организация новых приисков и рудников требовало строительство новых дорог.

Начальник управления Дорстроя с прорабами около посёлка Ягодный. 1937 год.

27 августа 1937 года сдан в эксплуатацию УАТу участок трассы Ларюковая — Спорный — Дебин. На 1 января 1938 года в тресте Дальстрой построено 1012 км дорог, из них 498 км автопроездов, 504 км находилось в эксплуатации.

1939

В 1939 г. началось возведение железобетонного моста через р. Армань.

1940

Летом 1940 г. мост через р. Колыма передан в эксплуатацию УАТу. По конструкции пролетных строений арочный мост через Колыму явился выдающимся инженерным сооружением тех лет.

1943

В 1943 году проведена реорганизация дорожного строительства ГУСДС, образованы Управление шоссейных дорог (УШОСДОР) и Управление дорожного строительства (УДС). УШОСДОР осуществлял эксплуатацию дорог магистрального значения Магадан-Кадыкчан (участок Берелех —Кадыкчан сдан в эксплуатацию в 1943 г.), вел строительство Тенькинского участка Колымской трассы (Палатка — Нелькоба — прииск «Фролыч» и Кулу — прииск им. Марины Расковой), а так же автопроезда Пестрая Дресва — Омсукчан. В задачу УДС входило: закончить строительство автопроездов Алдан — Адыгалах и Кадыкчан — Нера, а также сдать в эксплуатацию участок дороги Чай-Урья — Кадыкчан и др.

Послевоенное время

В послевоенный период внутрирайонные транспортные связи осуществлялись по автодорогам магистрального значения: Магадан — 867 км. (участок дороги Кадыкчан — 830 км. сдан в эксплуатацию в 1949 г., а участок 830 км. — 867 км в 1951 г.) и Палатка — Кулу — Кадыкчан, а также по временным автопроездам протяженностью 386 км. Для улучшения снабжения Омсукчанского горного комбината в 1949 г. началось строительство автозимника Герба — Омсукчан. Эксплуатационная служба дороги осуществлялась Управлением шоссейных дорог, база которого находилась на 103 км. Колымской трассы в пос. Карамкен. На всем протяжении дорога имела 6 дорожно-эксплуатационных участков.

Итоги

В 30-х годах ХХ века на строительстве дорог на Колыме практически отсутствовала специальная дорожно-строительная техника. Поэтому разработка грунта производилась «мускульной силой» заключенных — кайлом, киркой, лопатой, а откатка осуществлялаось тачками и грабарками на расстояние от десятков до сотен метров. Скальные породы разрабатывались взрывом. Лес завозился на лошадях. Для перевозки грунта в зимних условиях применялись ледяные дорожки, по которым катали тачки (на место колеса ставилась лыжа). Помимо этого, использовались эстакады, сани, журавли.

Колымская трасса. 40-е годы.

С 1932 по 1940 годы на Колыме проложено 3100 км автодорог, автопроездов и зимников. Автодорожная магистраль Магадан — Атка — Оротукан — Ягодное — Берелех — Кадыкчан соединила основные горнопромышленные центры Колымы. В это же время началось строительство автопроездов Палатка — Мадаун — Усть — Омчуг — Бутугычаг — Нелькоба — прииск «Дусканья» и Берелех — Чай-Урьинская долина — Кадыкчан и др. Сдано в эксплуатацию 590 км Колымской трассы (участок Магадан — 590 км.). Ремонт и содержание автодороги осуществлялись 5-ю дорожно-эксплуатационными участками. Участки подчинялись Дорожно-эксплуатационному отделу Управления автомобильного транспорта Дальстроя (УАТ).

По материалам статей и трудов Навасардова Александра Сергеевича, научного сотрудника, кандидата исторических наук. В статье также использованы материалы статей из газет «Советская Колыма», «Колымская правда».

История
Читайте также
Место силы

Георгий Садовничий: Магадан, где вертолёты — это не хобби, а жизнь

07.11.2025 | 14:00
Новости

Губернатор Колымы обсудил с главой Роснедр диверсификацию горнодобывающей отрасли региона

07.11.2025 | 12:00
Новости

В Магадане запустили курсы вождения для ветеранов СВО

07.11.2025 | 11:00
Новости

Более 200 колымчан посетили ярмарку горнодобывающих и геологоразведочных вакансий

07.11.2025 | 10:30
Моя Колыма

История в одном фото: автобус маршрута Магадан — Нагаево — Магадан

07.11.2025 | 10:00
Моя Колыма

Лариса Поликанова: Самое ценное на Севере – это люди

06.11.2025 | 20:30
Загрузить еще
9 Мая

Сергей Носов Губернатор Магаданской области /

Самое главное, что мы заявили себе, что Колыма — это территория туризма. Многие этого не ожидали, в том числе в профильных ведомствах. Но мы ощущаем везде поддержку. Мы готовы конкурировать за государственную поддержку через бизнес-планы и обоснования.




Популярное
История в одном фото: открытие памятного знака на месте высадки Первой Колымской экспедиции
История в одном фото: открытие памятного...
Число модельных библиотек растёт на Колыме
Число модельных библиотек растёт на...
«Краски наций СССР» не потускнеют никогда: разные народы Колымы объединяются ради одной цели
«Краски наций СССР» не потускнеют никогда:...
Колыма исцеляет: ветераны СВО первые отдохнули в «Хвойном» сердце магаданских лесов
Колыма исцеляет: ветераны СВО первые...
Добывать золото дражным способом могли начать на Колыме ещё в 1932 году
Добывать золото дражным способом могли...
Родной язык и традиции предков: столетний юбилей отмечает якутская школа на Колыме
Родной язык и традиции предков: столетний...
Губернатор Сергей Носов пригласил подписаться на его канал в национальном мессенджере МАХ
Губернатор Сергей Носов пригласил подписаться...
Какой была жизнь в посёлке Кулу Магаданской области
Какой была жизнь в посёлке Кулу...
Лучшие новости региона за неделю — по мнению Людей Колымы
Лучшие новости региона за неделю — по мнению...
Сергей Носов: Особое внимание — стабильной работе сферы ЖКХ
Сергей Носов: Особое внимание —...
Малый бизнес Колымы получает возможности для реализации амбициозных идей благодаря нацпроекту
Малый бизнес Колымы получает возможности...
Рассказываем, что означают символы на флаге Магаданской области
Рассказываем, что означают символы на...

#Актуально:

ИсторияТуризмСВОДайджестКультураСпортПрофессияОбразованиеМедицинаДетиОбществоВолонтерыСемьяПраздникГубернаторСтроительствонацпроектыМойкрайКолымаВеликая ПобедаУлицы
2025 все права защищены. Интернет-журнал «Люди Колымы»
  • О нас
  • Написать нам