Как колымские водители о себе на всю страну заявили, и чем обязана Магаданская область труженикам дорог, рассказываем за 10 минут в журнале «Люди Колымы» вместе с «Колыма Стори».
Знаменитый грузовой ЗИЛ-164 выпускали на автозаводе имени Лихачева с 1957 по 1964 год. В Магаданской области автомобиль начали массово эксплуатировать на автотранспортном предприятии «Автотэк». На Колыму завезли 200 автомобилей. Но и этим машинам не удавалось эффективно работать в условиях колымского бездорожья. Колёсная формула 4×2 (две оси и привод только на задние колёса), применявшаяся на ЗИЛ-164, сильно осложняла работу водителей при доставке грузов в труднодоступные районы региона, а грузоподъёмность в четыре тонны оказалась недостаточной. В условиях быстроразвивающегося Магадана большие объёмы грузов должны были поступать на предприятия бесперебойно.
Решить эту проблему взялись колымские водители, а точнее — К.П. Чумак. Он установил на свой ЗИС-150 (предшественник ЗИЛ-164, имевший схожие характеристики) третью ось. Его примеру последовали остальные водители. Установка третьей оси колымскими умельцами позволила увеличить грузоподъёмность ЗИЛ-164 в полтора раза (с 4 тыс. до 6 тыс. кг), вдвое увеличить межремонтный пробег автомобиля (с 80 до 160 тыс. км). А опыт магаданских мастеров был принят во внимание при проектировании и массовом выпуске полноприводного автомобиля ЗИЛ-131 и длиннобазового ЗИЛ-133.
30 октября 1980 года последний из 200 автомобилей ЗИЛ-164 «Автотэка» был установлен на пьедестал у въезда на территорию предприятия. Этот автомобиль стал символом трудовой славы водителей и ремонтников автокомбината. После — автомобиль на несколько лет сняли с постамента, а к 80-летию Магадана восстановленный грузовик установили на благоустроенной площади перед Домом культуры автотранспортников.

Ещё один знаменитый грузовик — МАЗ-200. Он стал основным транспортным средством Палаткинской автобазы — первой на территории Магаданской области. Её история берёт начало с первых попыток провести автопоезда от Магадана вглубь Магаданской области. Лишь с четвёртой попытки в 1932 году колонне из грузовых автомобилей и тракторов удалось пройти 118 км, но они не смогли одолеть Карамкенский перевал, из-за чего пришлось отойти назад на 87-й км в просторную долину на берегу реки Палатка. Здесь была оборудована перевалочная база, в 1933-1934 годах развернули линейный гараж. К 1937 году «Автобаза № 1» (изначальное название Палаткинской автобазы) обладала штатом в 2 370 работников, автопарк насчитывал 377 автомобилей (в основном ЗИС-5).

Многие работники отличились в трудовых подвигах. На неприспособленных к суровой зиме автомобилях они доставляли грузы в самые удалённые районы области. Активно проводилась модернизация транспорта под местные условия — в кабинах устанавливались дровяные печи, приводные ремни плелись из конского волоса. Было поставлено и множество союзных рекордов. Например, перевозка в июле 1937-го шоферами И. Андрушенко и Н. Федюкиным на трёхтонном ЗИСе-5 в Спорное двенадцатитонного котла для электростанции.
Первые МАЗ-200 появились на «Автобазе № 1» в 1948-м году. В 1955-м палаткинские водители А. Афанасьев и В. Коваленко осуществили революцию, сделав обогрев кабины отводом тепла из системы охлаждения. Конструкция проста и монтируется зимой на автомобилях Крайнего Севера до сих пор. В 1971 году Д. Коваленко стал Героем Социалистического Tpудa. В 1972 году слесарь В. И. Захаров отправил на Минский автозавод предложение о внесении изменений в рычаг тяги акселератора, предотвращающую разрегулировку топливного насоса.
В 1966 предприятие получило новое название — Палаткинская автобаза. Потом заняла в стране первое место по грузоперевозкам. По итогам семилетки развития цветной металлургии тоже оказалась среди победителей.
В 1983 автомобиль МАЗ-200, переделанный из бортового грузовика в налив был установлен на постамент на территории Палаткинской автобазы. Спустя пару десятков лет МАЗ-200 покинул старый постамент и перебрался на новый у Колымской трассы. Его место занял не менее заслуженный ветеран МАЗ-500.

Автомобиль Минского автозавода МАЗ-500 получил статус памятника в Палатке неслучайно. Именно автомобилями МАЗ-500 и МАЗ-504 была укомплектована Палаткинская автобаза в 70-80-х годах прошлого века. В те времена ежедневно на линии было порядка 200-250 машин разного назначения: грузовики, наливы и изотермические вагоны. МАЗ-504 — седельный тягач, его основная задача — перевозка наливных цистерн, длиномерных прицепов и изотермических вагонов. Грузоподъёмность МАЗ-500 и МАЗ-504 составляла 12 тонн. Это были настоящие лошадки колымских дорог. Основной транспорт для доставки всех видов грузов в населённые пункты и предприятия Магаданской области. Кроме Палаткинской автобазы, грузовиками марки МАЗ была укомплектована и Аткинская автобаза.
Надпись на самом постаменте осталась от старого памятника. Старый памятник был поставлен в год 50-летия Палаткинской автобазы и цифры говорят о том, что 1933 год — год образования автобазы, а 1983 — 50-летний её юбилей. Надпись на переднем номере символизирует дату создания Палаткинской автобазы и, судя по всему, год установки памятника — 2014. Сама автобаза была ликвидирована в 2004 году, проработав 71 год.

Следующий герой колымских дорог — грузовик TATRA-111. Его производство началось в 1942-м году. Мощный и надёжный двигатель, а также трубчатая рама позволили ему завоевать признание — он идеально подходил для доставки грузов в труднодоступные районы.
Первые «Татры» попали на Магаданскую область в 1956 году. Двигатель воздушного охлаждения отлично показал себя в холодное время года, так как он не боялся перегрева летом и не нуждался в воде зимой. Грузовик стал основным транспортным средством на Автобазе № 5 посёлка Берелёх Магаданской области.
Грузовики TATRA-111 в 1950-е годы не имели себе равных при доставке грузов по Колымской трассе. Дальность рейса нередко превышала 2 тыс. км, а какой-либо дорожный технический сервис отсутствовал. В столь тяжёлых условиях эксплуатации водитель проходил специальное обучение, предусматривающее его работу в течение года в мастерской в качестве слесаря по ремонту автомобиля чешской марки. Только детально познакомившись с устройством сложной машины и научившись её ремонтировать на трассе, шофёры могли быть допущены к дальним рейсам. Каждая небрежность в подготовке или неумение справиться с возникшей технической проблемой в сильные морозы могли обернуться для водителя смертью, так как на внешнюю помощь в подобных случаях рассчитывать не приходилось.
Автомобиль грузоподъёмностью 10 тонн часто буксировал за собой два 20-тонных прицепа. Подобные автопоезда, обеспечивавшие жизнедеятельность городов и предприятий, двигались с небольшой скоростью, однако перевозили значительный объём грузов.
Зимой путь из Магадана в Якутск занимал около 20 дней при средней скорости автопоезда 25 км/ч. Среди ответственных строек, возведённых с помощью этих грузовиков — Билибинская атомная электростанция, Аркагалинская тепловая электростанция, работающая на угле и ряд других. Один из автомобилей TATRA-111 работниками «Автобазы № 5» был установлен на постамент в посёлке Берелёх Сусуманского района Магаданской области.

Ещё один памятник автомобилю-труженику ЗиС-5 и первопроходцу Тенькинских дорог был установлен в ТАТП посёлка Транспортный. 23 июля 1933 года с конвейера московского завода имени Сталина сошла первая партия грузовиков ЗиС-5, а производство было прекращено только 30 апреля 1948 года. ЗиС-5 был одним из тех марок автомобилей, которые вынесли на себе все тяготы начала освоения Колымы, а позже и Великой Отечественной войны.
Ещё перед началом Великой Отечественной войны из-за дефицита топлива Дальстроем начались эксперименты с переводом автомобилей ЗиС-5 (и не только) с бензина на чурки и каменный и бурый угли. Во время войны большая часть ЗиС-5 была переделана на «газгены».

Из воспоминаний геолога Виктора Володина: «Тогда почти все наши зисовские грузовики были переделаны на газогенераторы. На всех заправочных станциях построили просторные сараи, где распиливали лес на чурки и сушили чурки, „расфасовывая“ их в мешок.
Вместо заливки горючего в бак шофёры забрасывали несколько мешков чурок в кузов и ехали дальше, по мере надобности подсыпая их в бункер газогенератора. Эти „самовары“ газогенератора очень стесняли и без того узкое, малое „жизненное пространство“ в шофёрской кабине на ЗИС-5…».
Заканчивалась война и постепенно новые марки грузовиков начали заменять на Колымской трассе ЗиС-5, их эра заканчивалась. Один из уцелевших ветеранов был установлен в ТАТП посёлка Транспортный в честь признания заслуг «Захаров» в освоении Магаданской области и колымских дорог.
