В конце прошлого года в Магадане открылась необычная школа — Инженерная, построенная по нацпроекту «Образование». Интересна она не только современными подходами и техническим оснащением, но и даже своим директором — молодым, энергичным, любящим своё дело. О том, как бывший учитель истории собирает в Магадане педагогов со всей страны и сам встречает их в аэропорту и о потребности мужчины делиться своим опытом, рассказал руководитель учебного учреждения Константин Зеленский.
Инженерная школа в этом году впервые встретила День знаний торжественной линейкой. Все дело в том, что в 2024 году она открылась не с 1 сентября, а в декабре. Новенькое здание площадью 15 тыс. квадратных метров предназначено для 530 ребят. В учебном заведении есть специальный класс робототехники, а также физические и химические лаборатории последних моделей, что обеспечивает акцент на точные науки, а технические возможности там являются самыми современными. Подробнее – в нашем материале ЗДЕСЬ.
По словам Зеленского, когда его пригласили возглавить новое учреждение, он уже думал о переезде в Санкт-Петербург и планировал там устраиваться на работу.
«И вот поступает звонок о том, что будет совещание и меня приглашают в качестве кандидата на должность директора. Это было очень волнительно, стали появляться какие-то первые идеи, мысли, как это может быть. Причём мысли шли в два потока: как надо сделать и как делать не надо», — поделился Константин.
По его словам, начинать всегда страшно, но Константин уверен: у учителя истории, кем он проработал 10 лет, есть три стадии развития. Первая — хороший учитель, когда его предмет знают. И в этом плане, по мнению Зеленского, он уже реализовался. Вторая стадия развития — это великий учитель, когда дети выбирают его путь.
«И такое звание мне подарил мой ученик Даниил Озёров, который окончил институт и пошёл в 13-ю гимназию, как раз заняв моё место. И третья стадия — это когда учитель истории уже не преподаёт её, а сам творит историю. Конечно, это глобальный такой момент, но я подумал, что даже в контексте города, своей жизни мне было бы интересно пойти таким путём», — с гордостью рассказал собеседник.
Он всегда с благодарностью вспоминает о своём наставнике Ольге Максимовой, заместителе министра образования Магаданской области, которая всегда поддерживает, учит, даёт ценные советы. С таким наставником, по его словам, было нестрашно.
«Мой первый день в статусе руководителя — 15 апреля 2024 года. Если говорить с точки зрения дел, то, конечно, это были вопросы, связанные с регистрацией, организацией юридического лица. Если говорить о каких-то смысловых моментах, то параллельно я начал собирать свою команду: тех людей, которым это могло бы быть интересно, и вместе с ними обсуждать, какой бы мы хотели, чтобы была новая школа. Потому что такие проекты не могут реализовываться одним человеком. Даже если у тебя есть опыт, деньги, ресурсы, но нет рядом команды единомышленников, они обречены на провал», — поделился Зеленский.
С УВАЖЕНИЕМ К ЛЮДЯМ
Учителей, которые приезжают работать в Инженерную школу из других регионов, директор встречал и встречает в аэропорту лично. Этого не случилось лишь дважды: когда он был в командировке и когда не успел после совещания, где не мог не присутствовать. Константин рассказал, что такие встречи в аэропорту очень важны для него. Так новый человек с самого начала может понимать, что здесь он находится под защитой во всех смыслах этого слова, что всё будет хорошо, все договорённости будут соблюдены: обещания в плане жилья, зарплаты, всех объёмных преференций.
«Сотрудники должны понимать, что директор — он хоть и руководитель, но он всегда за них в решении всех вопросов: и трудовых, и в отношениях с родителями. И вот, чтобы такая тесная связь устанавливалась, я не считаю это сложным. У меня хоть и плотный график, найти час-полтора для того, чтобы поехать и встретить человека, всегда можно», — уверен глава учреждения.

Он говорит, что, если расточительно и нагло относиться к учителям, рано или поздно ему самому придётся вести и химию, и физику, и биологию, и алгебру, ведь никто просто не захочет работать. А на Колыме некоторых специалистов найти, к сожалению, невозможно.
«Работа директора и вообще работа руководителя — это всегда ход наперёд, порой ты этим закладываешь уже определённые традиции. Вот это уже стало традицией. Причём мы всегда, когда встречаем, дарим небольшой рыбный презент, чтобы люди могли вкусить дары Охотского моря. Наши партнёры предоставляют нам эти рыбные наборы.
Хотя можно было бы этого и не делать, но хочется, чтобы люди с самого начала чувствовали ту атмосферу, которая формируется в нашей школе: доверия, принятия и уважения. Потому что сегодня, к сожалению, учителя сталкиваются с неуважением со стороны детей, со стороны родителей, со стороны администрации. В разных школах мы знаем эти ситуации. Человек хочет что-то сделать, реализоваться в чём-то, но порой никто учителя не слышит», — рассказал директор.
Зеленский, по его словам, всегда спрашивает сотрудников об их желаниях в плане работы. И с теми, кто просто хочет отвести быстрее урок и уйти домой, он вряд ли сойдётся. Его школе нужны люди, которые хотят чего-то большего в жизни. Например, один педагог хочет вести не только уроки русского языка, но и школьный КВН — и в этом ему пойдут навстречу. Ведь у человека должно быть дело, которое будет его отвлекать, вдохновлять и давать силы на дальнейшую реализацию. Поэтому вместо того, чтобы запрашивать дипломы и сертификаты, Константин Зеленский предпочитает просто поговорить с человеком. Даже небольшой разговор уже помогает понять, подходит ли он школе.
По словам директора, к открытию школы не всё удавалось сделать в срок. Например, задерживалась часть оборудования. В итоге всё пришло, но из-за этого пришлось понервничать.
«Могу признаться, что к открытию школы у нас ещё был недоукомплектован штат: некоторые педагоги прилетели к Новому году, а некоторые — в новогодние каникулы. Поэтому это время у меня прошло очень интересно, я бы даже сказал, содержательно.
Плюс был момент, связанный с доработками документов. Мы же не просто переехали из здания в здание, это же принципиально новое учреждение, невероятный объём нормативных материалов, которые должны были запускаться. Здесь тоже нужно было активно решать вопросы. Параллельно мы ещё принимали участие в том, чтобы школу как можно быстрее подготовить к открытию. То есть нужно было отмыть её после всех строительных работ, поэтому у нас появилась, как мы шутим, сборная по кёрлингу: все члены коллектива ходили по школе со швабрами», — с улыбкой рассказал директор.

Это помогло всем познакомиться, ведь совместный труд не только облагораживает, но и сближает.
Сложности были и с переводом учеников в новую школу, некоторые родители никак не могли принять решение: правильно ли вообще переводить ребёнка посреди года. Это далеко не все проблемы, которые приходилось решать Константину, чтобы школа всё-таки открылась.
СЛОЖНОСТИ РОСТА
«Так что это было очень непростое время. Но всё равно это было очень интересно. Я понял, что не бывает нерешаемых задач, бывают сложные задачи, бывают задачи, которые тебя выматывают… Но ты всё это преодолеваешь, потому что чувствуешь огромную поддержку своего окружения. Это самая главная мотивирующая вещь», — уверен он.
Надёжный коллектив в школе выстроить удалось. Самому младшему сотруднику 23 года, самый почтенный, уважаемый возраст под 60, средний примерно 35 лет. Здесь не принято унижать кого бы то ни было. Все относятся друг к другу с уважением, несмотря на разный опыт в работе.
Ещё одно отличие коллектива — стремление выйти на федеральный уровень, реализовать способности детей через «Движение Первых», через «Орлят России», если речь про учителей — через конкурсы. Например, сегодня это единственная школа Магадана, которая летом прошла отбор на программу «Циолковский-2030». Её реализуют благовещенские педагогические университеты, но сама она разработана Высшей школой экономики при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Министерства развития Арктики и Дальнего Востока. В её рамках проходят офлайн и онлайн стажировки с разработкой стратегии развития программы школы, которая учитывала бы социально-экономическую повестку региона. То есть школа начинает работать на решение задач регионального масштаба.
«Я хочу, чтобы мы здесь тоже разрабатывали какие-то идеи, реализовывали их, чтобы сюда приезжали учиться педагоги из других регионов. Мне многие говорят, что это нереально. Эти же люди мне говорили, что никто не поедет в Магадан работать. Но я сказал, что привезу сюда учителей и 20 человек приехало в том году, ещё 5 или 7 человек приедет в этом. Инженерная школа — это школа, в которой есть идея. Мы называем её между собой — школа смыслов, потому что смысл как идея у многих людей потерян. Люди часто не понимают, зачем они живут, что они делают, почему что-то в их жизни происходит. Хочется уйти от формализма, бессмысленности и глупости, чтобы здесь всё, что происходит, реально имело смысл, идею и никогда ничего не делалось для галочки или по бумажке», — поделился Константин.

Постепенно школа наполняется авторскими проектами и традициями. Например, здесь есть календарь значимых событий, которые понятны только этим людям и важны только для них. Например, 27 августа прилетел первый борт с учителями, тогда здесь встречали три человека. Это День приезжего специалиста. 17 декабря — День открытия школы, 9 января — День первого звонка, который у нас был. 14 февраля — День открытия школьного спортивного клуба, который отметили товарищеским матчем между командой детей и командой учителей. И теперь в школе традиция: что бы ни происходило, в этот день всегда будут выставлять на поле учительскую команду против детской.
В школе мощная материальная база: большой актовый зал на 370 посадочных мест с самым современным оборудованием; в каждом кабинете интерактивная панель – это целый голографический класс, который позволяет в 3D-формате рассматривать и изучать разные предметы; киберкласс, класс робототехники и инженерный кабинет, современные физические и химические лаборатории.
«Мы это всё проектировали, ещё когда строили. Я горжусь, что все идеи, как бы смело и дерзко они ни звучали, были поддержаны губернатором Магаданской области Сергеем Константиновичем Носовым. Вообще, Сергей Константинович очень много времени уделял реализации этого проекта, за что ему хотелось бы сказать отдельное спасибо, вспоминая, как это всё было. Потому что, когда ты чувствуешь, что человек, который выше тебя по статусу, вовлечён в твоё детище не меньше, чем ты, сам пропитываешься этим по отношению к своим сотрудникам, стараясь вникать и поддерживать самые смелые идеи», — рассказал директор.
Сегодня количество желающих учиться здесь колоссальное. Это не только Третий микрорайон, но и другие районы. Но сейчас нет мест ни в один класс, поэтому всех записывают в специальный список. Бывает, люди уезжают по семейным обстоятельствам, место освобождается, тогда появляется возможность туда попасть.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
Роль учителя, считает Константин Зеленский, огромна. И сейчас, если бы ему сказали, что он больше ни в каком формате не будет соприкасаться с системой образования, ему было бы тяжело.

«Мужчина устроен так, что, когда он богатеет внутренне, у него есть потребность делиться опытом и знаниями. И я чувствую в себе это состояние, что могу чем-то быть полезным.
Я много ездил на всевозможные мероприятия, форумы, съезды, конкурсы, особенно в последние пять лет. После конкурса „Учитель года“ у меня было 15 командировок в разные города нашей страны, где я и мастер-классы давал, и как слушатель присутствовал, и как соорганизатор. Мне хочется, чтобы такие возможности были не только у меня, и я готов помогать другим. А что касается того, почему этот выбор был сделан 10 лет назад, мне просто нравилась история, нравилось рассказывать о каких-то важных исторических событиях. Мне казалось, что, если я могу это делать, надо это делать».
Тем, кто только начинает путь в этой профессии, Зеленский посоветовал не переживать об ощущении, что не вписываешься в систему и отличаешься от других, и не убивать в себе эти отличия.
«Если чувствуете, что есть возможность что-то сделать не так, как это делают все, но вы боитесь, – всё равно делайте. Если вас не поддерживают, ищите тех, кто поддержит. Такие люди всегда найдутся. Если больно, страшно, непонятно что делать — ищите наставника. Если разочаровались и руки опустились — отдохните и обязательно попробуйте ещё. Если чувствуете, что это ваше, главное — не переставайте в себя верить», — посоветовал он.
Пример Константина Зеленского ещё раз показывает нам, как много на Колыме энтузиастов, влюблённых в этот регион и способных и готовых влюбить в него других! Он говорит о том, что, видя смысл в своём деле, можно достичь очень больших высот не только для себя, но и для окружающих и даже для всего своего города, а потом и для всей страны!
Материал создан в партнёрстве с изданием «Вечерний Магадан»
