Продолжение истории строительства моста через Колыму. В этой части «Люди Колымы» вместе с «КолымаСтори» расскажут о судьбе важнейшего объекта после 50-х годов.
В 1952 году Всеволод Волков — заместитель начальника Дальстроя по строительству писал: «На момент реконструкции мост был ещё вполне устойчив и обеспечивал пропуск больших автомобильных поездов с концентрированной нагрузкой до 50-ти тонн, не считая веса самих автомобилей. Расчётная нагрузка моста после его усиления составляла 100 тонн».

Встал вопрос о замене деревянных конструкций на металл. Это повлекло за собой необходимость усилить бетонные опоры моста. Вес пролётного строения значительно увеличивался. Необходимо было уширить подошву опор и усилить их надводную часть. Всё это было сложно, так как работы осуществлялись под водой с помощью водолазов и путём вымораживания отдельных участков вокруг опор. Бурные и многоводные паводки были на Колыме и тогда.
Проект металлического моста был разработан А. Я. Журавлёвым, а утверждён техническим советом ГУС ДС летом 1951 года. Окончательный вариант проекта реконструкции моста предусматривал наращивание опор на 7,3 метра. Металлические конструкции для колымского моста были изготовлены из специальной мостовой стали в Комсомольске-на-Амуре.
Строительство нового моста через Колыму возложено на Управление шоссейных дорог ГУС ДС (Ушосдор ГУС ДС). Для этого в составе управления организована стройконтора «Колымский мост».
Реконструкцией моста руководил старший инженер Александр Иванович Буценин, переведённый на время реконструкции из УШОСДОРа в распоряжение стройконторы «Колыммост».

Конструкции для будущего моста морем доставлялись в бухту Нагаева и в судоремонтном цехе МРМЗ на Марчекане из них уже собрались в секции, которые и доставлялись к месту проведения работ — к посёлку Дебин.
Рассказывает заместитель начальника судоремонтного цеха Иосиф Адамович Папиж: «Так получилось, что в 1952 году превратились мы нежданно-негаданно в мостостроителей. Решено было заменить деревянный мост через Колыму на металлический, с „материка“ доставили к нам на завод стальные конструкции, которые предстояло соединить в секции, удобные для транспортировки. Другими словами — собрать фермы моста.
Работа очень трудоёмкая, если учесть, что никаких приспособлений у нас не было, а каждая ферма — это громоздкая штука. Пришлось соорудить эстакаду — большой прочный каркас, на стропилах которого установили десятитонный кран, и принялись за работу. Если вы посмотрите на мост, то вряд ли вам удастся сосчитать, сколько мы поставили заклёпок. Многие десятки тысяч! Клепали сперва вручную, потом изготовили клепальную скобу — она подвешивалась на тельфере и двигалась вдоль фронта работ. Очень много выдумки и изобретательности проявили тогда наши рабочие. Руководил всеми работами опытный мастер Василий Терентьевич Назаров».

И вот в 1952 году были начаты работы по коренной реконструкции моста, точнее, его пришлось строить заново.
Всеволод Волков вспоминает: «Нам предстояло, укрепив железобетонные опоры моста, разобрать трёхсот пятидесяти метровую деревянную конструкцию и вместо неё соорудить металлическое клёпанное пролётное строение.
Механический завод Комсомольска-на-Амуре изготовил конструкции моста, и в летнюю навигацию их доставили через порт Ванино в бухту Нагаева. Транспортировка тоже далась нелегко. Теперь дело было за мостостроителями.
Прекращение движения по мосту останавливало деятельность предприятий Дальстроя. Об этом не могло быть и речи. Таким образом, в распоряжение строителей предоставлялся период ледостава на реке Колыме, то есть с конца октября до середины марта, когда движение автотранспорта по льду реки было уже сопряжено с риском. В предельно короткие сроки дорожники соорудили зимний проезд по льду.

Ещё летом 52 года были произведены работы по усилению мостовых бетонных опор. И работа закипела. 450 рабочих трудились не покладая рук. Большую трудность испытали в подборе клепальщиков. В Дальстрое мало использовались клепальные работы, в основном при монтаже применялась сварка. Но нашли выход и из этого положения».
Движение по реконструированному мосту открылось 20 мая 1953 года.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ
Долгие годы этот мост являлся серьёзнейшим стратегическим объектом — строго охранялся военизированной охраной с собаками, подходы к мосту были огорожены колючей проволокой, было запрещено проплывать под мостом на лодках и проходить вблизи него по льду в зимнее время без разрешения.

Можно, конечно, сегодня улыбнуться такой строгой охране моста. Но надо учитывать, что это был единственный мост через Колыму, обеспечивающий движение по Колымской трассе. И любое ЧП или диверсия могли остановить грузовое и пассажирское сообщение между Магаданом и посёлками.
НОВЫЙ МОСТ
Наблюдения за установленными конструкциями, проведённые в 1970–1980-е годы, показали хорошее состояние металлических ферм. Но грузоподъёмность у него осталась невысокая, всего 20 тонн. Определённое неудобство вызывало и одностороннее движение по мосту.
Поэтому в начале XXI века Правительством Российской Федерации было принято решение о строительстве нового мостового перехода через реку Колыму в районе посёлка Дебин. 10 декабря 2010 года торги на строительство крупнейшего моста в Магаданской области выиграла холдинговая компания «Амур-Мост».
Новый мост с металлическим пролётным строением (417 погонных метров) на железобетонных опорах должен будет соответствовать нормативам III технической категории. Протяжённость мостового перехода составляет 2,39 км. Открытие нового моста было запланировано на октябрь 2013 года.
Первый, деревянный, построенный заключёнными мост через Колыму прослужил 15 лет, второй — 61 год. Новый мост должен простоять более ста лет — пообещали строители.

Сентябрь 2015 года. Новый мост через Колыму планируют торжественно открыть со дня на день. Идут последние приготовления — специалисты «Амур-мост» устанавливают и красят перила, отсыпают дорогу, благоустраивают территорию.
Нелегко далось строительство. Мост должны были сдать в сентябре 2013-го года, но вмешалась стихия. Из-за дождей и постоянных сбросов с Колымской и Усть-Среднеканской ГЭС работы приходилось приостанавливать.
Уровень воды летом 2013-го поднимался до критичных отметок. В начале августа, когда уже была готова опора номер восемь, из-за резкого подъёма воды в Колыме была частично размыта дамба и большая часть земполотна к опоре номер семь, едва не погибли люди. Мостостроители работали круглосуточно, удалось сохранить участок до восьмой опоры.

Спокойно работать мостовики могли с сентября по октябрь, когда погода более-менее восстанавливалась — уже не было дождей, а сильные морозы ещё не пришли на Колыму, не было и сбросов с ГЭС.
Новый мост строили четыре года, вместо запланированных трёх. Двухполосное движение, фонари на обочинах и даже пешеходная зона — самый большой мост в Магаданской области длиной почти полкилометра сдан. Паводки на реке Колыме ему не страшны — эта конструкция построена с учётом всех возможных катаклизмов.
На новом мосту строители сделали водоотливы. Дождевая вода на мосту скапливаться не будет — она вся уйдёт в реку. Водоотливы, как и всё здесь, вылиты из прочного бетона.
«Намного прочнее, выдерживает более низкие температуры, прочность бетона побольше. Мы сами из Сибири, так что этих морозов мы не видели, у нас помягче морозы», — рассказывает бетонщик Николай Мухин.
Мост построили на федеральной трассе «Колыма» — единственной дороге в Магаданской области, связывающей областной центр и Якутию. Его месторасположение определено исторически: рядом дорога и старый мост.

В середине сентября состоялась официальная приёмка моста через реку Колыму.
Старый мост было решено демонтировать — содержание его в качестве памятника обходилось бы слишком дорого. На память о грандиозном сооружении намеревались оставить один пролёт. Колымчане просили организовать смотровую площадку, откуда открывается потрясающий вид на Дебинский прижим, на больницу, на посёлок Дебин. На этом пролёте стоят цифры, которые сами по себе как мемориальная доска: «19.VII.1936 — 19.V.1937».

В Росавтодоре прислушались и решили оставить один пролёт с символикой Дальстроя и датами строительства — оборудовать там смотровую площадку — на правом берегу Колымы, облагородить и обустроить территорию, а именно: установить стелу.
Расходы на содержание мемориала планировалось выделять из статьи, направленной на содержание нового моста, так как стела входит в комплекс мостового перехода.
Позже выяснилось, что и этот пролёт всё-таки будет демонтирован по соображениям безопасности. Как объяснили специалисты, когда мост демонтировали, сняв тем самым с пролётов нагрузку, конструкцию повело и пошла трещина.
16 сентября 2015 года стела в память о мостостроителях прошлого на берегу реки Колымы у посёлка Дебин (Ягоднинского района, Магаданской области) была открыта. Клёпанный фрагмент пролётного строения взяли со старого моста.

