К контенту
Люди Колымы
АКТУАЛЬНО
08.11.2025 | 11:30Что читали Люди Колымы на этой неделе 07.11.2025 | 16:00Неизлечимая болезнь: магаданский психолог рассказал о смертельной опасности алкоголя 07.11.2025 | 14:00Георгий Садовничий: Магадан, где вертолёты — это не хобби, а жизнь 07.11.2025 | 12:00Губернатор Колымы обсудил с главой Роснедр диверсификацию горнодобывающей отрасли региона 07.11.2025 | 11:00В Магадане запустили курсы вождения для ветеранов СВО 07.11.2025 | 10:30Более 200 колымчан посетили ярмарку горнодобывающих и геологоразведочных вакансий 07.11.2025 | 10:00История в одном фото: автобус маршрута Магадан — Нагаево — Магадан 06.11.2025 | 20:30Лариса Поликанова: Самое ценное на Севере – это люди 06.11.2025 | 16:00Родной язык и традиции предков: столетний юбилей отмечает якутская школа на Колыме 06.11.2025 | 14:00Рождение «артерии»: почему дорога с Колымы на Чукотку – это чудо Севера
  • Главная
  • Новости
  • Проекты
    • Люди Колымы
    • Ген Победителей
    • Герои времени
    • Магадан — 2030
    • Моя Колыма
    • Место силы
Люди Колымы
Люди Колымы
  • Главная
  • Новости
  • Люди Колымы
  • Ген Победителей
  • Герои времени
  • Магадан — 2030
  • Моя Колыма
  • Место силы
Люди Колымы
  Моя Колыма  Стратегический объект: история строительства знаменитого моста через Колыму
Моя Колыма

Стратегический объект: история строительства знаменитого моста через Колыму

24.07.2025 | 10:00
© Фото: реконструкция моста, 1953 год

Продолжение истории строительства моста через Колыму. В этой части «Люди Колымы» вместе с «КолымаСтори» расскажут о судьбе важнейшего объекта после 50-х годов.

В 1952 году Всеволод Волков — заместитель начальника Дальстроя по строительству писал: «На момент реконструкции мост был ещё вполне устойчив и обеспечивал пропуск больших автомобильных поездов с концентрированной нагрузкой до 50-ти тонн, не считая веса самих автомобилей. Расчётная нагрузка моста после его усиления составляла 100 тонн».

Фото: бетонная опора моста

Встал вопрос о замене деревянных конструкций на металл. Это повлекло за собой необходимость усилить бетонные опоры моста. Вес пролётного строения значительно увеличивался. Необходимо было уширить подошву опор и усилить их надводную часть. Всё это было сложно, так как работы осуществлялись под водой с помощью водолазов и путём вымораживания отдельных участков вокруг опор. Бурные и многоводные паводки были на Колыме и тогда.

Проект металлического моста был разработан А. Я. Журавлёвым, а утверждён техническим советом ГУС ДС летом 1951 года. Окончательный вариант проекта реконструкции моста предусматривал наращивание опор на 7,3 метра. Металлические конструкции для колымского моста были изготовлены из специальной мостовой стали в Комсомольске-на-Амуре.

Строительство нового моста через Колыму возложено на Управление шоссейных дорог ГУС ДС (Ушосдор ГУС ДС). Для этого в составе управления организована стройконтора «Колымский мост».

Реконструкцией моста руководил старший инженер Александр Иванович Буценин, переведённый на время реконструкции из УШОСДОРа в распоряжение стройконторы «Колыммост».

Фото: Буценин Александр Иванович

Конструкции для будущего моста морем доставлялись в бухту Нагаева и в судоремонтном цехе МРМЗ на Марчекане из них уже собрались в секции, которые и доставлялись к месту проведения работ — к посёлку Дебин.

Рассказывает заместитель начальника судоремонтного цеха Иосиф Адамович Папиж: «Так получилось, что в 1952 году превратились мы нежданно-негаданно в мостостроителей. Решено было заменить деревянный мост через Колыму на металлический, с „материка“ доставили к нам на завод стальные конструкции, которые предстояло соединить в секции, удобные для транспортировки. Другими словами — собрать фермы моста.

Работа очень трудоёмкая, если учесть, что никаких приспособлений у нас не было, а каждая ферма — это громоздкая штука. Пришлось соорудить эстакаду — большой прочный каркас, на стропилах которого установили десятитонный кран, и принялись за работу. Если вы посмотрите на мост, то вряд ли вам удастся сосчитать, сколько мы поставили заклёпок. Многие десятки тысяч! Клепали сперва вручную, потом изготовили клепальную скобу — она подвешивалась на тельфере и двигалась вдоль фронта работ. Очень много выдумки и изобретательности проявили тогда наши рабочие. Руководил всеми работами опытный мастер Василий Терентьевич Назаров».

Фото: сборка узлов конструкций на льду

И вот в 1952 году были начаты работы по коренной реконструкции моста, точнее, его пришлось строить заново.

Всеволод Волков вспоминает: «Нам предстояло, укрепив железобетонные опоры моста, разобрать трёхсот пятидесяти метровую деревянную конструкцию и вместо неё соорудить металлическое клёпанное пролётное строение.

Механический завод Комсомольска-на-Амуре изготовил конструкции моста, и в летнюю навигацию их доставили через порт Ванино в бухту Нагаева. Транспортировка тоже далась нелегко. Теперь дело было за мостостроителями.

Прекращение движения по мосту останавливало деятельность предприятий Дальстроя. Об этом не могло быть и речи. Таким образом, в распоряжение строителей предоставлялся период ледостава на реке Колыме, то есть с конца октября до середины марта, когда движение автотранспорта по льду реки было уже сопряжено с риском. В предельно короткие сроки дорожники соорудили зимний проезд по льду.

Фото: цех на льду, 1953 год

Ещё летом 52 года были произведены работы по усилению мостовых бетонных опор. И работа закипела. 450 рабочих трудились не покладая рук. Большую трудность испытали в подборе клепальщиков. В Дальстрое мало использовались клепальные работы, в основном при монтаже применялась сварка. Но нашли выход и из этого положения».

Движение по реконструированному мосту открылось 20 мая 1953 года.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

Долгие годы этот мост являлся серьёзнейшим стратегическим объектом — строго охранялся военизированной охраной с собаками, подходы к мосту были огорожены колючей проволокой, было запрещено проплывать под мостом на лодках и проходить вблизи него по льду в зимнее время без разрешения.

Фото: пост охраны при въезде на мост

Можно, конечно, сегодня улыбнуться такой строгой охране моста. Но надо учитывать, что это был единственный мост через Колыму, обеспечивающий движение по Колымской трассе. И любое ЧП или диверсия могли остановить грузовое и пассажирское сообщение между Магаданом и посёлками.

НОВЫЙ МОСТ

Наблюдения за установленными конструкциями, проведённые в 1970–1980-е годы, показали хорошее состояние металлических ферм. Но грузоподъёмность у него осталась невысокая, всего 20 тонн. Определённое неудобство вызывало и одностороннее движение по мосту.

Поэтому в начале XXI века Правительством Российской Федерации было принято решение о строительстве нового мостового перехода через реку Колыму в районе посёлка Дебин. 10 декабря 2010 года торги на строительство крупнейшего моста в Магаданской области выиграла холдинговая компания «Амур-Мост».

Новый мост с металлическим пролётным строением (417 погонных метров) на железобетонных опорах должен будет соответствовать нормативам III технической категории. Протяжённость мостового перехода составляет 2,39 км. Открытие нового моста было запланировано на октябрь 2013 года.

Первый, деревянный, построенный заключёнными мост через Колыму прослужил 15 лет, второй — 61 год. Новый мост должен простоять более ста лет — пообещали строители.

Фото: новый мост через Колыму. 2015 год

Сентябрь 2015 года. Новый мост через Колыму планируют торжественно открыть со дня на день. Идут последние приготовления — специалисты «Амур-мост» устанавливают и красят перила, отсыпают дорогу, благоустраивают территорию.

Нелегко далось строительство. Мост должны были сдать в сентябре 2013-го года, но вмешалась стихия. Из-за дождей и постоянных сбросов с Колымской и Усть-Среднеканской ГЭС работы приходилось приостанавливать.

Уровень воды летом 2013-го поднимался до критичных отметок. В начале августа, когда уже была готова опора номер восемь, из-за резкого подъёма воды в Колыме была частично размыта дамба и большая часть земполотна к опоре номер семь, едва не погибли люди. Мостостроители работали круглосуточно, удалось сохранить участок до восьмой опоры.

Спокойно работать мостовики могли с сентября по октябрь, когда погода более-менее восстанавливалась — уже не было дождей, а сильные морозы ещё не пришли на Колыму, не было и сбросов с ГЭС.

Новый мост строили четыре года, вместо запланированных трёх. Двухполосное движение, фонари на обочинах и даже пешеходная зона — самый большой мост в Магаданской области длиной почти полкилометра сдан. Паводки на реке Колыме ему не страшны — эта конструкция построена с учётом всех возможных катаклизмов.

На новом мосту строители сделали водоотливы. Дождевая вода на мосту скапливаться не будет — она вся уйдёт в реку. Водоотливы, как и всё здесь, вылиты из прочного бетона.

«Намного прочнее, выдерживает более низкие температуры, прочность бетона побольше. Мы сами из Сибири, так что этих морозов мы не видели, у нас помягче морозы», — рассказывает бетонщик Николай Мухин.

Мост построили на федеральной трассе «Колыма» — единственной дороге в Магаданской области, связывающей областной центр и Якутию. Его месторасположение определено исторически: рядом дорога и старый мост.

Фото: два моста — старый и новый на одном снимке

В середине сентября состоялась официальная приёмка моста через реку Колыму.

Старый мост было решено демонтировать — содержание его в качестве памятника обходилось бы слишком дорого. На память о грандиозном сооружении намеревались оставить один пролёт. Колымчане просили организовать смотровую площадку, откуда открывается потрясающий вид на Дебинский прижим, на больницу, на посёлок Дебин. На этом пролёте стоят цифры, которые сами по себе как мемориальная доска: «19.VII.1936 — 19.V.1937».

В Росавтодоре прислушались и решили оставить один пролёт с символикой Дальстроя и датами строительства — оборудовать там смотровую площадку — на правом берегу Колымы, облагородить и обустроить территорию, а именно: установить стелу.

Расходы на содержание мемориала планировалось выделять из статьи, направленной на содержание нового моста, так как стела входит в комплекс мостового перехода.

Позже выяснилось, что и этот пролёт всё-таки будет демонтирован по соображениям безопасности. Как объяснили специалисты, когда мост демонтировали, сняв тем самым с пролётов нагрузку, конструкцию повело и пошла трещина.

16 сентября 2015 года стела в память о мостостроителях прошлого на берегу реки Колымы у посёлка Дебин (Ягоднинского района, Магаданской области) была открыта. Клёпанный фрагмент пролётного строения взяли со старого моста.

История
Читайте также
Место силы

Георгий Садовничий: Магадан, где вертолёты — это не хобби, а жизнь

07.11.2025 | 14:00
Новости

Губернатор Колымы обсудил с главой Роснедр диверсификацию горнодобывающей отрасли региона

07.11.2025 | 12:00
Новости

В Магадане запустили курсы вождения для ветеранов СВО

07.11.2025 | 11:00
Новости

Более 200 колымчан посетили ярмарку горнодобывающих и геологоразведочных вакансий

07.11.2025 | 10:30
Моя Колыма

История в одном фото: автобус маршрута Магадан — Нагаево — Магадан

07.11.2025 | 10:00
Моя Колыма

Лариса Поликанова: Самое ценное на Севере – это люди

06.11.2025 | 20:30
Загрузить еще
9 Мая

Сергей Носов Губернатор Магаданской области /

Самое главное, что мы заявили себе, что Колыма — это территория туризма. Многие этого не ожидали, в том числе в профильных ведомствах. Но мы ощущаем везде поддержку. Мы готовы конкурировать за государственную поддержку через бизнес-планы и обоснования.




Популярное
Посвящая жизнь Колыме: о вкладе Михаила Карелина в развитие энергетики нашего региона
Посвящая жизнь Колыме: о вкладе Михаила...
Новый инвестиционный цикл горнодобывающей отрасли Колымы запущен на ВЭФ-2025
Новый инвестиционный цикл горнодобывающей отрасли...
Самый красочный ужин: простой рецепт барашка с фруктами от «Людей Колымы»
Самый красочный ужин: простой рецепт...
Что такое День народного единства и зачем его отмечать
Что такое День народного единства...
Марина Корзун: Надо душевнее быть, добрее, заботливей друг к другу, тогда Победа нам обеспечена
Марина Корзун: Надо душевнее быть,...
Уже 350 квартир отремонтировали на Колыме с начала действия региональной программы
Уже 350 квартир отремонтировали на...
В Эвенске проведут генуборку и отремонтируют квартиры для расселения аварийного фонда
В Эвенске проведут генуборку и...
Остров Завьялова: от необитаемого уголка до природной жемчужины и центра экотуризма Колымы
Остров Завьялова: от необитаемого уголка...
Новые законы РФ: что меняется в февраля 2025 года
Новые законы РФ: что меняется...
Около 5 тыс. заявок на детский летний отдых подали на Колыме
Около 5 тыс. заявок на...
Будем здоровы: колымский офтальмолог Николай Эрастов — о учёбе и радостях врача
Будем здоровы: колымский офтальмолог Николай...
Какой была жизнь в посёлке Кулу Магаданской области
Какой была жизнь в посёлке Кулу...

#Актуально:

ИсторияТуризмСВОДайджестКультураСпортПрофессияОбразованиеМедицинаДетиОбществоВолонтерыСемьяПраздникГубернаторСтроительствонацпроектыМойкрайКолымаВеликая ПобедаУлицы
2025 все права защищены. Интернет-журнал «Люди Колымы»
  • О нас
  • Написать нам