За время работы в Магаданском (Нагаевском) морском торговому порту инженер-электромеханик Николай Шишкин внедрил около 50 рационализаторских изобретений. А однажды немецкие краны нового поколения стали выходить с использованием методики, придуманной колымчанином. Совпадение или нет? Рассказываем об этом удивительном человеке на страницах интернет-журнала «Люди Колымы» вместе с «КолымаСтори».
Электриком Николай Шишкин стал, можно сказать, случайно. Приехав по окончании школы из Иркутской области в Магадан, в январе 1958 года по совету родственника пошёл трудоустраиваться в морпорт. Предложили стать учеником токаря или электрика.
«Я в деревне вырос, в чём заключается работа токаря, представлял смутно, а электричество худо-бедно в школе изучал, поэтому думал недолго», — рассказывал в интервью Шишкин. — «Так на всю жизнь на электрике и „завис“… Интересная специальность! Где-то, конечно, опасная, но при наличии головы и при знании техники безопасности всё будет в порядке».
По воспоминаниям Николая Ивановича, в конце 50-х на сопке, нависшей над морпортом, располагалась так называемая «Берёзовая роща» с казармами охранников. Раньше в них жили военнопленные японцы, чьими руками на территории порта построены первые каменные склады. Также в верхнем посёлке жили портовики. К «Берёзовой роще» тянулась узкоколейка, по которой завозились необходимые посёлку грузы. Внизу, в старом здании морского вокзала, работал клуб, организовывался избирательный участок, на котором Николаю по комсомольской линии как-то довелось поработать во время избирательной кампании.
Но самым ярким впечатлением той поры стали встречи первых пароходов, открывавших навигацию после долгой зимы.

«Помню, первый в моей жизни пароход, пришедший в порт Нагаево в начале мая 1958-го, привёз строевой лес. Встречали его всем городом, с оркестром. Все так радовались… К тому времени в порту было уже три крана: американский „Вашингтон“ и два отечественных „Кировца“. Их я как раз учился обслуживать. А как здорово было встречать и провожать пассажирские пароходы! Порт как улей, шум, суета, смех, прощания, встречи, трапы поскрипывают под ногами вновь прибывших с узлами и надеждами обрести здесь новую родину», — приводит в статье воспоминания Николая Ивановича журналист.
В такой же оживлённой обстановке, под «Марш Славянки», в числе 132-х новобранцев Николай Шишкин покидал Магадан на борту парохода «Приамурье» в 1959 году. Отслужив в армии, он вернулся работать в порт. Вскоре руководство отправило перспективного парня получать высшее образование. Так в 28 лет Николай получил диплом инженера-электромеханика (специальность «автоматика электроприводов»). Три года, согласно распределению, отработал инженером-наладчиком в Хабаровске.
«Часто вспоминал Магадан. Зацепил он меня крепко. Поэтому был очень рад, когда выпадали служебные командировки в Магаданскую область. В первую, к слову, налаживал электрооборудование Орбиты… В одной из последующих командировок получил приглашение вернуться в морпорт. Посулили должность электромеханика, квартиру в течение года. Я и вернулся, уже вместе с женой Светланой. На первое время дали комнату в общежитии на Портовой, 21а. Там у меня старшая дочка родилась. К тому времени на магаданских причалах большие, неуклюжие, энергозатратные краны отечественного производства уже сменились венгерскими, позже «венгры» уступили место «немцам», — вспоминал он.
По словам Николая Ивановича, работа в порту была интересной и благодарной, любая полезная инициатива на производстве поощрялась. Работяги честно выполняли свои обязанности, а начальство не перекладывало ответственность на кого-то, отвечало за всё. Потому и дело ладилось. А ещё каждый портовик чувствовал значимость своей работы для всей области.
Пытливая, неравнодушная натура Николая Ивановича раскрылась в плоскости рационализации. «Изменение схемы питания катушек крана «Диер»; «Изменение схемы крепления вентиляторов на портальные краны «Сокол», «Альбатрос»; «Замена магнитной станции на кранах „Диер“ на отечественную»; «Изменение схемы пуска электродвигателя портального крана «Абус» — подобных изобретений десятки. Только удостоверений на рационализаторские предложения, выданных Нагаевским (Магаданским) морским торговым портом, у Н.И. Шишкина около 50-ти. А сколько не задокументированных!
Например, когда на немецких кранах начала сбоить электроника системы ограничения грузоподъёмности, Николай Иванович смастерил механический узел безопасности. Установили — работает! Инженер отправил своё незапатентованное изобретение в прибалтийский институт для внедрения на промышленном уровне. Из института пришёл ответ: внедрение изделия нецелесообразно, работать оно не будет. Ну, на нет и суда нет, как говорится, хотя эта конструкция успешно после была пущена в эксплуатацию в Магаданском порту! Однако самое интересное в том, что спустя время немецкие краны нового поколения стали выходить с использованием методики, придуманной Н.И. Шишкиным! Пусть в несколько ином техническом исполнении, но мысль в основе — та же самая.

«Воспользовались немцы моей идеей или придумали самостоятельно — то мне не ведомо. В любом случае не смог бы ничего доказать. Но гордость испытываю — за себя, за Родину. Стало быть, мы что-то ещё можем, не оскудела Россия Кулибиными», — рассказывал об этом случае изобретатель.
Как отмечал Николай Шишкин, тогда сама система звала людей творить, двигать время вперёд. По всей стране работала сеть станций «Юный техник». Человек уже с детства познавал мироустройство, учился придумывать что-то своё, созидать.
В трудовой книжке Николая Ивановича значится трёхлетний период работы в Управлении «Магаданцветметстрой», входившем в состав «Северовостокзолота». Как пояснял сам изобретатель, о смене места работы не жалел — этот опыт полезен для понимания, на своём ли ты месте, но при первой же возможности вернулся в порт.

Порт в понимании Николая Шишкина — тоже механизм, только большой и сложный, который жив, пока крутится маховик. А крутится он, пока его питают энергией и вовремя меняют изношенные детали. В 2004 году Николай Иванович вышел на пенсию. За время его работы в порту он подарил предприятию около 50 своих изобретений!
По материалам статьи Евгении Александровой.
