К контенту
Люди Колымы
АКТУАЛЬНО
08.11.2025 | 11:30Что читали Люди Колымы на этой неделе 07.11.2025 | 16:00Неизлечимая болезнь: магаданский психолог рассказал о смертельной опасности алкоголя 07.11.2025 | 14:00Георгий Садовничий: Магадан, где вертолёты — это не хобби, а жизнь 07.11.2025 | 12:00Губернатор Колымы обсудил с главой Роснедр диверсификацию горнодобывающей отрасли региона 07.11.2025 | 11:00В Магадане запустили курсы вождения для ветеранов СВО 07.11.2025 | 10:30Более 200 колымчан посетили ярмарку горнодобывающих и геологоразведочных вакансий 07.11.2025 | 10:00История в одном фото: автобус маршрута Магадан — Нагаево — Магадан 06.11.2025 | 20:30Лариса Поликанова: Самое ценное на Севере – это люди 06.11.2025 | 16:00Родной язык и традиции предков: столетний юбилей отмечает якутская школа на Колыме 06.11.2025 | 14:00Рождение «артерии»: почему дорога с Колымы на Чукотку – это чудо Севера
  • Главная
  • Новости
  • Проекты
    • Люди Колымы
    • Ген Победителей
    • Герои времени
    • Магадан — 2030
    • Моя Колыма
    • Место силы
Люди Колымы
Люди Колымы
  • Главная
  • Новости
  • Люди Колымы
  • Ген Победителей
  • Герои времени
  • Магадан — 2030
  • Моя Колыма
  • Место силы
Люди Колымы
  Моя Колыма  Как колымский рационализатор немцам идею подарил
Моя Колыма

Как колымский рационализатор немцам идею подарил

13.05.2025 | 10:00

За время работы в Магаданском (Нагаевском) морском торговому порту инженер-электромеханик Николай Шишкин внедрил около 50 рационализаторских изобретений. А однажды немецкие краны нового поколения стали выходить с использованием методики, придуманной колымчанином. Совпадение или нет? Рассказываем об этом удивительном человеке на страницах интернет-журнала «Люди Колымы» вместе с «КолымаСтори».

Электриком Николай Шишкин стал, можно сказать, случайно. Приехав по окончании школы из Иркутской области в Магадан, в январе 1958 года по совету родственника пошёл трудоустраиваться в морпорт. Предложили стать учеником токаря или электрика.

«Я в деревне вырос, в чём заключается работа токаря, представлял смутно, а электричество худо-бедно в школе изучал, поэтому думал недолго», — рассказывал в интервью Шишкин. — «Так на всю жизнь на электрике и „завис“… Интересная специальность! Где-то, конечно, опасная, но при наличии головы и при знании техники безопасности всё будет в порядке».

По воспоминаниям Николая Ивановича, в конце 50-х на сопке, нависшей над морпортом, располагалась так называемая «Берёзовая роща» с казармами охранников. Раньше в них жили военнопленные японцы, чьими руками на территории порта построены первые каменные склады. Также в верхнем посёлке жили портовики. К «Берёзовой роще» тянулась узкоколейка, по которой завозились необходимые посёлку грузы. Внизу, в старом здании морского вокзала, работал клуб, организовывался избирательный участок, на котором Николаю по комсомольской линии как-то довелось поработать во время избирательной кампании.

Но самым ярким впечатлением той поры стали встречи первых пароходов, открывавших навигацию после долгой зимы.

Фото: Николай Шишкин

«Помню, первый в моей жизни пароход, пришедший в порт Нагаево в начале мая 1958-го, привёз строевой лес. Встречали его всем городом, с оркестром. Все так радовались… К тому времени в порту было уже три крана: американский „Вашингтон“ и два отечественных „Кировца“. Их я как раз учился обслуживать. А как здорово было встречать и провожать пассажирские пароходы! Порт как улей, шум, суета, смех, прощания, встречи, трапы поскрипывают под ногами вновь прибывших с узлами и надеждами обрести здесь новую родину», — приводит в статье воспоминания Николая Ивановича журналист.

В такой же оживлённой обстановке, под «Марш Славянки», в числе 132-х новобранцев Николай Шишкин покидал Магадан на борту парохода «Приамурье» в 1959 году. Отслужив в армии, он вернулся работать в порт. Вскоре руководство отправило перспективного парня получать высшее образование. Так в 28 лет Николай получил диплом инженера-электромеханика (специальность «автоматика электроприводов»). Три года, согласно распределению, отработал инженером-наладчиком в Хабаровске.

«Часто вспоминал Магадан. Зацепил он меня крепко. Поэтому был очень рад, когда выпадали служебные командировки в Магаданскую область. В первую, к слову, налаживал электрооборудование Орбиты… В одной из последующих командировок получил приглашение вернуться в морпорт. Посулили должность электромеханика, квартиру в течение года. Я и вернулся, уже вместе с женой Светланой. На первое время дали комнату в общежитии на Портовой, 21а. Там у меня старшая дочка родилась. К тому времени на магаданских причалах большие, неуклюжие, энергозатратные краны отечественного производства уже сменились венгерскими, позже «венгры» уступили место «немцам», — вспоминал он.

По словам Николая Ивановича, работа в порту была интересной и благодарной, любая полезная инициатива на производстве поощрялась. Работяги честно выполняли свои обязанности, а начальство не перекладывало ответственность на кого-то, отвечало за всё. Потому и дело ладилось. А ещё каждый портовик чувствовал значимость своей работы для всей области.

Пытливая, неравнодушная натура Николая Ивановича раскрылась в плоскости рационализации. «Изменение схемы питания катушек крана «Диер»; «Изменение схемы крепления вентиляторов на портальные краны «Сокол», «Альбатрос»; «Замена магнитной станции на кранах „Диер“ на отечественную»; «Изменение схемы пуска электродвигателя портального крана «Абус» — подобных изобретений десятки. Только удостоверений на рационализаторские предложения, выданных Нагаевским (Магаданским) морским торговым портом, у Н.И. Шишкина около 50-ти. А сколько не задокументированных!

Например, когда на немецких кранах начала сбоить электроника системы ограничения грузоподъёмности, Николай Иванович смастерил механический узел безопасности. Установили — работает! Инженер отправил своё незапатентованное изобретение в прибалтийский институт для внедрения на промышленном уровне. Из института пришёл ответ: внедрение изделия нецелесообразно, работать оно не будет. Ну, на нет и суда нет, как говорится, хотя эта конструкция успешно после была пущена в эксплуатацию в Магаданском порту! Однако самое интересное в том, что спустя время немецкие краны нового поколения стали выходить с использованием методики, придуманной Н.И. Шишкиным! Пусть в несколько ином техническом исполнении, но мысль в основе — та же самая.

Фото: Рабочая группа Н. Шишкина

«Воспользовались немцы моей идеей или придумали самостоятельно — то мне не ведомо. В любом случае не смог бы ничего доказать. Но гордость испытываю — за себя, за Родину. Стало быть, мы что-то ещё можем, не оскудела Россия Кулибиными», — рассказывал об этом случае изобретатель.

Как отмечал Николай Шишкин, тогда сама система звала людей творить, двигать время вперёд. По всей стране работала сеть станций «Юный техник». Человек уже с детства познавал мироустройство, учился придумывать что-то своё, созидать.

В трудовой книжке Николая Ивановича значится трёхлетний период работы в Управлении «Магаданцветметстрой», входившем в состав «Северовостокзолота». Как пояснял сам изобретатель, о смене места работы не жалел — этот опыт полезен для понимания, на своём ли ты месте, но при первой же возможности вернулся в порт.

Фото: Николай Шишкин

Порт в понимании Николая Шишкина — тоже механизм, только большой и сложный, который жив, пока крутится маховик. А крутится он, пока его питают энергией и вовремя меняют изношенные детали. В 2004 году Николай Иванович вышел на пенсию. За время его работы в порту он подарил предприятию около 50 своих изобретений!

По материалам статьи Евгении Александровой.

История
Читайте также
Место силы

Георгий Садовничий: Магадан, где вертолёты — это не хобби, а жизнь

07.11.2025 | 14:00
Новости

Губернатор Колымы обсудил с главой Роснедр диверсификацию горнодобывающей отрасли региона

07.11.2025 | 12:00
Новости

В Магадане запустили курсы вождения для ветеранов СВО

07.11.2025 | 11:00
Новости

Более 200 колымчан посетили ярмарку горнодобывающих и геологоразведочных вакансий

07.11.2025 | 10:30
Моя Колыма

История в одном фото: автобус маршрута Магадан — Нагаево — Магадан

07.11.2025 | 10:00
Моя Колыма

Лариса Поликанова: Самое ценное на Севере – это люди

06.11.2025 | 20:30
Загрузить еще
9 Мая

Сергей Носов Губернатор Магаданской области /

Самое главное, что мы заявили себе, что Колыма — это территория туризма. Многие этого не ожидали, в том числе в профильных ведомствах. Но мы ощущаем везде поддержку. Мы готовы конкурировать за государственную поддержку через бизнес-планы и обоснования.




Популярное
Видим сказки его глазами: знаменитый российский иллюстратор и друг Колымы Игорь Олейников открыл выставку в Магадане
Видим сказки его глазами: знаменитый...
Все должны увидеть Колыму: члены РГО «прогулялись» по дикой местности для создания нового красочного маршрута
Все должны увидеть Колыму: члены...
Валентина Ампилогова: как работать на Колыме много лет и всегда получать удовольствие от жизни
Валентина Ампилогова: как работать на...
История в одном фото: Дом связи в Магадане
История в одном фото: Дом связи...
История в одном фото: мемориал авиаторам у клуба «Подвиг» в Магадане
История в одном фото: мемориал...
Каким будет этнопарк Эвенска на Колыме?
Каким будет этнопарк Эвенска на Колыме?
Гордимся и любим: подборка спортивных новостей Колымы за вторую половину марта
Гордимся и любим: подборка спортивных новостей...
Чем аукнется Колыме нововведение по рыболовным участкам
Чем аукнется Колыме нововведение по рыболовным...
Жители Магадана больше всех в России верят в гадания
Жители Магадана больше всех в...
Как на Колыме строили суда из подручных средств
Как на Колыме строили суда из подручных...
Колымчанам раскрыли секреты первого в РФ завода капсул с рыбным жиром
Колымчанам раскрыли секреты первого в РФ...
Город-крепость, первое электричество и олени: история Северо-Эвенского района Колымы
Город-крепость, первое электричество и олени: история...

#Актуально:

ИсторияТуризмСВОДайджестКультураСпортПрофессияОбразованиеМедицинаДетиОбществоВолонтерыСемьяПраздникГубернаторСтроительствонацпроектыМойкрайКолымаВеликая ПобедаУлицы
2025 все права защищены. Интернет-журнал «Люди Колымы»
  • О нас
  • Написать нам