Магаданская область славится творческими, талантливыми людьми. Они живут по соседству с нами, а мы зачастую даже и не подозреваем об этом. Одни скромно создают шедевры, другие — без лишней огласки ведут масштабную волонтёрскую деятельность, а кто-то погружается в творчество и создаёт произведения не ради денег и славы, а просто потому не мыслит себя без этого. Сегодня ЛюдиКолымы.рф знакомят вас с одним из таких жителей нашего региона. О первой гитаре, нестандартной музыке, творческом пути автора и хороших мелодиях — в интервью с молодым исполнителем, гитаристом, соавтором музыкального проекта «Послесловие» Даниилом Сташковым.
— В каком возрасте увлеклись музыкой, начали в ней разбираться, искать своё направление?
— Лет в 12, наверное. Я жил, так скажем, обычной музыкальной жизнью, просто слушал совершенно разную музыку начиная от Кэти Перри, заканчивая русским рэпом. И в какой-то момент понял, что мой плейлист мне надоел и стоит его разнообразить. Свободного доступа в интернет не было, чтобы слушать то, что хочется, но зато было игра — гонки. И в ней, помню, меня так завлекли саундтреки — рок. Решил из этой игры скачать песни. Скачал одну, вторую, затем пошёл по альбомам, и эти исполнители для меня открыли новый мир. Я не знал, что есть такая музыка, зато, почему-то был уверен, что металлисты — это какие-то страшные ребята.
— Когда вы поняли, что хотите не только слушать эту музыку, но и играть её?
— Жил я тогда с бабушкой, и помню такую картину: бабушка спит, а я в соседней комнате в наушниках представляю себя рок-звездой на сцене с какой-нибудь палкой вместо гитары. И вот в тот период я решил, что хочу играть, хочу сочинять и хочу гитару.
И с этим твёрдым намерением я пошёл к родителям. Причём, хотел я сразу электрогитару. Родители сказали: «Хорошо, но ты сначала научись, а уже потом мы тебе купим». Хитрый ход.
А так как учиться мне было не у кого, я пошёл зарабатывать. Работа была тяжёлая — всё лето мы с дядей рыбачили. Вставали в 6 утра, ложились в полночь. Помню, что было непросто. Но главное — я накопил на гитару и купил её. Не особо дорогую, тысяч за 15. Называлась она Aria Pro II.
— Где вы учились играть?
— Я жил тогда в посёлке Ола, а там особо учителей по этому направлению не было. Поэтому учился в интернете. Смотрел ролики, повторял, а потом нашёл компьютерную игру, где струны, ноты, лады бегут по экрану, и тебе надо под музыку играть партию, которая в этой самой композиции есть. Так и учился.
А сочинять начал, когда ещё толком не умел играть на гитаре, просто повторял за песнями, которые я уже знаю, пытался их как-то по-своему интерпретировать.
Так, потихонечку нарабатывался навык. Следом начал изучать теорию музыки, лады, гармонии и прочее.
— Сколько времени понадобилось, чтобы научиться?
— Сложно точно сказать, лет пять, может. Когда только начинал играть, я делал это целыми днями. Потом постепенно уже уделял меньше времени музыке. Но сложно ответить на этот вопрос ещё потому, что вот это понимание «научился играть» — оно что вообще означает? Я долгое время не понимал. Бытует мнение, по крайней мере, про электрогитару, что человек, умеющий играть, — это человек, который может играть на ней быстро. Это не так. Когда я начал в этом разбираться, смотреть блоги экспертов, музыкантов, понял, что важно играть не быстро, а чисто. Есть техника. И когда я это понял, то вместе с этим осознал, что играть-то я и не умею. Пришлось переучиваться.
— Кроме стереотипа про быструю игру, в чём ещё особенность этого инструмента?
— На самом деле, электрогитара — это универсальный инструмент. Его можно назвать «среднечастотная шумелка». Если берём акустическую гитару, можно выйти с ней на сцену, в подъезд, куда угодно, и с одной этой гитарой сыграть, а с электрогитарой такого не получится. Это инструмент, который звучит хорошо вместе с другими инструментами. И он звучит не только в роке, если послушать популярную попсу, то электрогитару там часто используют, в классической музыке иногда тоже.
Поэтому можно сказать, что это универсальный инструмент, который в одиночку жить не может, но в компании других инструментов очень хорошо себя чувствует.
— Тогда напрашивается вопрос, нашли ли вы компанию для своей гитары?
— Когда только хотел купить гитару, среди друзей я нашёл единомышленников, которые сразу загорелись и захотели быть музыкантами, учиться, вместе играть. В итоге инструмент купил только я. Через какое-то время с одноклассницей, которая была вокалисткой, планировали что-то делать, но тоже не получилось.
Потом я поступил в СВГУ, и там была уже группа. Они объявили набор — искали гитариста, и я, конечно, пошёл. Но я не назвал бы нас единомышленниками, которые хотели бы что-то делать на постоянной основе, потому что это больше студенческая активность в свободное время без каких-то планов. А я ищу от музыки творчества, создания, развития. И я начал этим заниматься один, дополнять гитару виртуальными инструментами.
А потом мне написал знакомый барабанщик, мы встретились, создали свою группу и начали репетировать, писать свои песни. Группа состояла из меня, барабанщика, вокалистки, позже к нам присоединился басист. Записали одну песню, а потом барабанщик по работе уехал в другую страну, и всё прекратилось. Но так как своё сольное творчество я не прекращал, то выпустил пару-тройку песен, которые в группу не пошли. Но не могу это назвать полноценными песнями, так как я не вокалист, но стараюсь делать хорошую музыку.

— А как понять, что музыка хорошая?
— В моём понимании, хорошая песня, это когда ты её пишешь, и она у тебя идёт легко, от сердца. Написал вступление, сразу знаешь, какой будет куплет, припев. Сама идёт.
— Помните свою первую песню?
— У меня их немного, но так сложно вспомнить на самом деле. Я много писал музыки, которую так и не выпустил, потому что хотел сразу создать альбом. Помню, услышал одну российскую группу, которая играла пауэр-метал про драконов. И когда я на эту группу наткнулся, у меня в очередной раз расширился кругозор. Я узнал, что существуют рок-оперы, что можно создавать в одной концепции целый альбом, рассказывать в музыке историю, где каждая песня станет новой главой. Вот тогда, мне казалось, я прозрел и понял, чем хочу заниматься. В итоге записал демо-альбом из 9 песен. И одна из этих песен мне очень понравилась, она звучала необычно. Я не ожидал, что я могу написать такое — я же текст ещё пишу, хотя совсем не поэт. Я выпустил её у себя во ВКонтакте, называется она «Душа» . Вот её, наверное, я могу назвать первой полноценной песней.
Но по хронологии первой была другая, которая мне не нравится, но её нужно было выпустить. Есть такой приём у художников: когда покупаешь новый скетчбук, в нём страшно рисовать — ты ведь хочешь, чтобы в нём было всё идеально. И чтобы побороть этот страх, нужно изрисовать первую страницу намеренно, просто накалякать всё подряд. И после этого в уже неидеальном скетчбуке можно спокойно рисовать. Вот так и с музыкой — я выпустил эту песню, чтобы не бояться, чтобы уже что-то было.
— А обратную связь вы какую-то получали? Как ваше окружение узнало, что вы пишете музыку?
— Честно говоря, особо не рекламировал себя, просто публиковал иногда статусы в мессенджере, что выпустил новую песню. Кому было интересно, тот заходил и слушал. Писали комментарии, в основном очень приятные.
— Сейчас вы занимаетесь проектом «Послесловие». Расскажите подробнее, что это за проект?
— «Послесловие» — это проект, собранный из участников предыдущей группы. Мы просто решили, что хотим заниматься музыкой, хотим делать своё творчество и публиковать его, хотим найти своего слушателя. Это, можно сказать, просто домашний проект. Нет цели собирать стадионы, становиться звёздами, мы просто пишем свою музыку и получаем от этого удовольствие. Единственная лично моя цель, стать самой популярной группой в Магадане, выступать периодически на концертах.
— Кроме «домашнего» творчества, участвовали ли в каких-то музыкальных проектах, писали ли музыку под заказ?
— Был один интересный проект — написали гимн Движения Первых Магаданской области. Вокалистка «Послесловия» Яна там работает, предложила создать гимн.
Она озвучила идею, а мне было интересно попробовать написать песню не для себя, а для кого-то. Причем никаких рамок не было, просто идея — написать музыку, как я её вижу. И я начал писать, получилось нетипично для меня. Добавил виртуальные инструменты симфонические, хотелось, чтобы это было что-то мелодичное, более праздничное, а ещё чтобы под эту мелодию могли спеть дети. Когда услышал итоговую запись, где ребята поют под мою мелодию, было очень приятно.

— Что вдохновляет на написание новых песен?
— В основном какие-то внутренние переживания, мне сложно вдохновиться только от позитивных эмоций. Я пытался, не получается. Второе — это соревновательный момент, либо себе вызов, как, например, с гимном — а смогу ли я написать что-то не для себя. Либо творчество других музыкантов. Как бы это странно не звучало, но иногда слушаю какого-нибудь пафосного автора и думаю, что я мог бы сделать лучше. Иду и делаю.
— Хотелось бы сделать творчество заработком?
— Не думал об этом в таком ключе. Мы больше про процесс, возможно, если однажды загоримся идеей снять клип, попросим подписчиков поддержать эту идею.
— Где можно слушать ваши песни?
— У нас есть страница во ВКонтакте, а также некоторые можно найти в Яндекс.Музыке.
— Планируете участвовать в творческих конкурсах?
— Хотелось бы в будущем, но пока мы домашний проект, и у нас нет барабанщика плюс много виртуальных эффектов. Это сложно повторить на сцене. Если наберём полноценную группу, то почему бы и нет. Может быть, однажды увидите нас в списке участников «Золотой лестницы».
— Каким бы опытом могли поделиться с начинающими музыкантами?
— Нужно идти своим путём, создавать ту музыку, которая будет нравиться именно тебе. Как бы странно и нестандартно она ни звучала. У некоторых есть такое мнение, что если ему нравится что-то оригинальное, что это нравится только ему одному во всём мире. Это не так, если композитор напишет мелодию, пусть даже саму странную, всегда найдутся люди, которым она понравится. У каждого исполнителя есть свой слушатель, нужно просто его найти.
