Многие люди любят небо, ощущение полёта и свободы. Житель Магадана Игорь Ведерников тоже его любит — причём со всей душой и самоотдачей, буквально летая над родной Колымой на параплане. Вот уже 30 лет он предан этому активному и экстремальному виду спорта и всегда готов помочь как начинающим, так и опытным колымским «коллегам», ведь сейчас он возглавляет Магаданский парапланерный клуб.
ВСТАТЬ НА КРЫЛО
Впервые Игорь Ведерников взмыл над склонами Арманского перевала в Магаданской области в 1995 году. По словам спортсмена, место это всегда считалось безопасным — с него до сих пор «запускают» новеньких.
«Ожидали, что я полечу вниз в нескольких метрах над склоном до начала леса и сяду в снег, но встречный ветерок потянул сильнее, замедлил снижение, и мой полёт продолжился над руслом ручья среди леса. Я, повторяя изгибы русла, с удовольствием выписал несколько плавных поворотов, свернул на открывшуюся полянку и благополучно приземлился. Моё крыло легло между лиственниц. Удача, что я его не повесил на дерево, снимать бесконечные тонкие стропы с замёрзших веток — это отдельное приключение. Первый полёт подарил небывалое ощущение свободы», — вспоминает парапланерист.

Игорь Львович закончил парапланерную школу в Москве — в Магадане слишком небольшая численность населения для открытия сертифицированного учебного заведения такого типа. Учился у более опытных товарищей, штрудировал методички. Пилот отмечает, что в какой-то момент стал одержим этим видом спорта.
«В какой-то период мы летали просто фанатично. Если ветра нет, выезжали и ждали. Каждый выходной, каждый подходящий вечер, даже в рабочий обед можно было успеть полетать в бухте Нагаева и вернуться на рабочее место. И в отпуск всегда ехал с парапланом. И сегодня про увлечение не забываю, пусть и без былого фанатизма. Я не знаю, что будет завтра, ничего не планирую, но отказываться от полётов точно не хочу», — говорит магаданец.
СОЕДИНЁННЫЕ НЕБОМ
В 2000 году — четверть века назад — на Колыме официально появился клуб парапланеристов. Начинали его работу 10 человек: координировали полёты, занимались их обеспечением с учётом законодательства, взаимодействовали с различными инстанциями. Спустя 24 года в клубе 34 участника — достаточно много для небольшого северного региона и не слишком популярного для страны вида спорта.
«Даже когда люди уезжают в другие районы страны, они хотят оставаться на связи, потом организуют для нас полёты на новом месте жительства или сами приезжают ненадолго в Магадан поностальгировать и снова полетать. Так что порой сложно провести границы по членству и по географии», — рассказывает Игорь Ведерников.
Спортсмен отмечает, что раньше в Магадане тоже летали и использовали для полётов дельтаплан. Он был быстрее, но куда менее манёвренным, чем нынешние парапланы. Сейчас ассортимент этих средств для полёта стал куда шире. Если стандартное снаряжение парапланериста, включая шлем и приборы, весит около 15 кг, в наши дни есть модели, облегчённые почти в два раза.

Таким образом, подготовить современный параплан к полёту опытные спортсмены могут в течение пяти минут с учётом всех мер безопасности.
«Люди к параплану приходят самые разные, все со своими мотивами, зависит от натуры человека. Для кого-то важны спортивные достижения — каждый раз такой человек пытается побить собственные рекорды по дальности полёта и по высоте. Но я думаю, что в погоне за цифрами всегда остаёшься неудовлетворён. Для таких летать в той же бухте Нагаева не имеет смысла. Красоты их не вдохновляют. Им нужен рекорд, хотя бы личный. А мне нравится процесс, огибать скалы и рифы, находить потоки, набирать высоту, а цифры меня совершенно не греют», — рассказывает Игорь Львович.
ЧУДЕСА НАД РОДНОЙ КОЛЫМОЙ И НАД ЧУЖИМИ КОНТИНЕНТАМИ
Игорь Ведерников рассказал, что парапланами занимаются в мире «неравномерно». Есть страны и регионы, в которых это хобби более развито и популярно, есть — в которых менее.
«Так делают в городе Говернадор-Валадарис в Бразилии. Говорят о себе нескромно „Парапланерная столица мира“ и соответственно принимают гостей со всего мира. Там развит сервис, к лучшей для запуска вершине есть дорога, ходит транспорт, чтобы не подниматься сотни метров пешком с парапланом, организованы старты, есть синтетическое покрытие склонов на разные стороны под разный ветер, проводят соревнования, отлажены правила полётов. И это хорошо сделано, и на этом зарабатывают местные жители», — рассказывает глава магаданского клуба.
В Магадане у местных парапланеристов самой популярной остаётся Нюклинская коса — таинственная, прекрасная и удобная для «зависания» между небом и землёй. Там экстремалы даже оформили себе дальневосточный гектар — для того, чтобы земля была только для них.

«Иногда под тобой непроглядное покрывало, ориентир только по приборам. Но зато там интересные эффекты гало. Позади тебя, в противоположную сторону от солнца, образуется радуга, иногда очень яркая, круговая, и в центре этой радуги видишь собственное изображение — как бы тень, но такая чёткая, вплоть до стропок. Люди садятся и боятся рассказать. Чудеса ведь, никак крыша поехала на высоте. А потом слово за слово, выясняется, что все это видят», — рассказывает Ведерников.
Также, кроме Нюкли, на параплане сейчас летают в районе Арманского перевала, возле Хасына, Палатки, Талой, с сопок Нагаевской и Марчеканской. Есть экстремалы, которые выбирают и менее традиционные места для этого спорта.
Как отмечает глава клуба, Магаданская область привлекает единомышленников и из других стран и регионов. Другое небо, незнакомые необычные ландшафты — а Колыме есть чем удивить и самих магаданцев, и гостей с других земель.
«Рассказывали, как даже президенту Владимиру Путину на одном форуме показывали видеоролик, снятый на Нюкле. Вот, говорят, гектар парапланеристы взяли для старта. Ему понравилось: „Интересно. И под это оформляют“. А вообще к нам уже несколько раз приезжала компания москвичей, кто-то бывал в прошлые годы, кто-то в первый раз, но всем интересно, у них в столице сейчас нет таких возможностей для полётов», — рассказывает Игорь Ведерников.
И это не просто слова. Президент России активно поддерживает программу «Дальневосточный гектар». Он уже неоднократно подчёркивал её пользу.
«Люди, получив землю, не только начинают свое дело, но и, объединяясь, впервые за десятилетия основывают на Дальнем Востоке новые поселения. Правительству и регионам необходимо оказывать им финансовую помощь, содействовать в создании коммунальной инфраструктуры. А тем, кто успешно работает и оформил свой „гектар“ в собственность, предлагаю дополнительно предоставить под освоение землю большей площади», — отмечал глава государства.

Сейчас в Магаданской области продолжают летать — находя всё новые точки для взлёта и маршруты для необыкновенных приключений.




